Об учителях математики и физики

Пришло время математиков

Еще никогда журналисты не следили так пристально за распределением в вузах. А когда на первые рабочие места отправляли будущих учителей математики и физики, пресса и вовсе устроила настоящий ажиотаж. Под вспышки фотокамер отслеживали каждый нюанс: от баллов выпускников до регионов, где предлагают максимум вакансий. Еще бы, ведь, с одной стороны, учителя точных наук сегодня — одни из самых дефицитных кадров. С другой же — одновременно и самые обсуждаемые педагоги, которых то и дело критикуют, причем несправедливо, за ежегодные слабые результаты тестирования. Забывая, что учитель — не волшебник...

Спросите у опытных математиков, для чего всем и каждому так нужен их предмет. Могу поспорить, что в ответ услышите: «Именно этой науке под силу сформировать личность». За счет точности мысли, умения логически выстраивать доказательства и обосновывать их. Словом, без точных наук никак. Но это в теории. На практике желающих связать свою жизнь с математикой и физикой гораздо меньше, чем гуманитариев, а когда речь заходит о педагогических специальностях — совсем беда. Показательный факт: на физико–математическом факультете БГПУ им. М.Танка распределялись 133 бюджетника, а платников здесь просто–напросто нет. И это, минуточку внимания, четыре специальности: «Математика. Информатика», «Физика. Информатика», «Физика. Математика» и «Физика. Техническое творчество». Заявок же на молодых учителей оказалось в полтора раза больше — 213. Каждый второй из них — из школ Минской области, еще треть — из столичных учебных заведений. Ждут пополнения в Брестской, Гродненской и Могилевской областях. И это при том, что Витебщина и Гомельщина в план Минобразования не попали, иначе конкурс вакансий на одного выпускника прыгнул бы куда выше. Поэтому потенциальные работодатели, которые заявки не прислали, зато на распределение приехали с надеждой пополнить свой штат, явно промахнулись: каждый будущий учитель уже пристроен, а многие еще и связаны по рукам или целевым направлением, или супругом и детьми. Так что осталась лишь формальность — закрепить свое согласие подписью. Только в Дзержинский район удалось заманить парочку математиков, причем не последнюю роль сыграли возможность выбрать школу и обещание решить жилищный вопрос.

Но если расстановка кадров по первым рабочим местам проходит без сюрпризов (разве что кто–то меняет в последний момент Первомайский район столицы на Ленинский, а Столбцы — на Гомель), то стереотип о молодых учителях–недоучках расшатывается на удивление стремительно. С баллами аттестата выше «восьмерки» ребята уверенно выбирают школы. Я часто слышала: «Уже работаю, нравится, администрация не возражает». Конечно, знать на «восемь» и научить понимать математику или физику других — вещи разные. Да и кое–кем наверняка движет романтика, когда, скажем, со столичной пропиской не моргнув глазом выпускница едет в Червень. Вот только многие ли останутся на этих же рабочих местах через два года? И будут ли они по–прежнему с таким трепетом относиться к профессии, где материальная отдача редко покрывает затраченные усилия?

Тем временем опытные учителя в печали: в школы уже поступает разнарядка по предметам на следующий год, вот только математику, похоже, решили оставить за бортом. В 7 — 9–х классах, рассказывают педагоги обычных средних школ, как было по 4 часа в неделю, так, видимо, и останется. Да, с 10–го класса начинаются профили, но до их уровня еще нужно дойти, дозреть, доучиться. Пока же в старших классах оказывается много слабых детей, причем немало из них «съезжают» именно на седьмом–восьмом годах обучения. Стоит ли потом удивляться, что учителя математики и физики здесь бессильны, а в вузы приходят не самые подготовленные первокурсники? И уж тем более печальной становится картина, когда понимаешь, что, так и не дотянув до нужного уровня, кто–то из них отправится в школы делиться знаниями со следующим поколением. Мнение маститых педагогов уже звучало не раз: пока часы не добавят, никакие реформы не помогут. Может, пора прислушаться?

pasiyak@sb.by

Советская Белоруссия № 76 (24706). Четверг, 23 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter