Приоритеты определены

Создание благоприятных социально-экономических условий жизни семьи было и остается приоритетным направлением государственной социальной политики. Господдержка семей с детьми занимает особое место в системе социальной защиты населения. Чем сильнее такая поддержка, тем больше укрепляется семья, повышается ее престиж в обществе. Такое мнение в беседе с корреспондентом БЕЛТА в преддверии Международного дня семьи высказала заместитель начальника главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Татьяна Шеметовец.
По словам Татьяны Шеметовец, в 2001—2005 годах в Беларуси планомерно реализовывались меры, направленные на усиление социальной поддержки семей с детьми. Основные формы государственной помощи — денежные выплаты семьям в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия, пенсии), а также материальная помощь в денежной и натуральной формах, трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям, социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг).
В соответствии с законом “О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей” осуществляется целенаправленная материальная поддержка семей с детьми. В республике действует разветвленная система детских пособий — их 10 видов.
В нашей стране семьи имеют право на единовременные и ежемесячные пособия. При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются вне зависимости от среднедушевого совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет — с учетом этого дохода. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.
Размеры детских пособий пересматриваются четыре раза в год в связи с изменением бюджета прожиточного минимума. В результате такого пересмотра за прошедшие 5 лет пособия увеличились более чем в 9 раз, а в 2005 году — на 17 процентов.
Государственную поддержку в виде ежемесячных пособий получают 559,8 тыс. детей (28% от их общего количества). С 1 мая по 31 июля нынешнего года ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет составляет Br105 тыс. 630, старше 3 лет — Br48 тыс. 750. Единовременное пособие в связи с рождением первого и второго ребенка достигает Br325 тыс. При рождении третьего и последующих детей белорусские семьи с мая получают единовременное пособие в размере Br487 тыс. 500. А единовременное пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, при рождении первого и второго ребенка составляет Br162 тыс. 500, при рождении третьего и последующих детей — Br243 тыс. 750.
Татьяна Шеметовец напомнила, что с 1 января 2005 года в соответствии с указом главы государства при рождении третьего и последующих детей единовременное пособие в связи с рождением ребенка выплачивается в размере трехкратного бюджета прожиточного минимума (БПМ). С этой же даты по решению правительства увеличена денежная компенсация при рождении близнецов — с 4 базовых величин до 2 бюджетов прожиточного минимума.
На усиление государственной поддержки семей в очень ответственный период жизни (воспитания малолетнего ребенка) направлен указ Президента, которым с февраля 2006 года установлен единый размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет для всех категорий матерей (как работающих, так и неработающих) в размере, равном 65% БПМ.
В системе материальной помощи семьям немаловажное место занимают налоговые льготы. В соответствии с законодательством, подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений граждан, получаемые по месту их основной работы (службы, учебы), в размере 2 базовых величин на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.
Государственная поддержка семей с детьми осуществляется также через льготы по оплате за детские дошкольные учреждения, учебники, надбавки к пособиям по безработице, а также по питанию детей. Татьяна Шеметовец сказала, что уже в нынешнем году планируется пересмотреть порядок обеспечения бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Это касается в первую очередь отмены категориального подхода. Вместо трех категорий семей (многодетных, неполных и семей, в которых оба родителя студенты) право обращаться за получением бесплатного питания предполагается предоставить всем семьям, но с учетом уровня их доходов. В настоящее время критерий нуждаемости, дающий право на получение бесплатного детского питания, составляет 20 процентов минимального потребительского бюджета. В перспективе планку нуждаемости предполагается поднять до 60 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Все малыши в возрасте до 3 лет по рецептам врачей бесплатно обеспечиваются лекарствами и медикаментозными средствами. В возрасте до 7 лет дети имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси), учащиеся и студенты — право на 50-процентную скидку со стоимости проезда. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25 процентов совокупного дохода семьи.
По данным переписи 1999 года, в Беларуси 89,4 тыс. семей воспитывают троих и более детей. Отнесение семей к категории многодетных обусловливает предоставление им дополнительных социальных льгот, подчеркнула Татьяна Шеметовец. В 2004—2005 годах Президентом и правительством принят ряд нормативных документов по решению жилищных проблем многодетных семей, выделению им льготных кредитов при строительстве жилья, оказанию финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам.
Исключительно важным этапом в формировании государственной социальной политики в области защиты детства явилась реализация президентской программы “Дети Беларуси” на 2001—2005 годы. Особое внимание уделялось развитию системы соцобслуживания семьи и детей. Специалисты территориальных центров социального обслуживания населения выявляют потребности конкретных семей и детей в различных видах социальной помощи, осуществляют патронаж социально неблагополучных семей и детей, оказывают психологическую, педагогическую и юридическую помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Проходит консультирование по вопросам самообеспечения семей, реализации предусмотренных законодательством льгот, компенсаций и других выплат.
В перспективе планируется повышение качества жизни семей с детьми, в том числе через усиление государственной поддержки при строительстве (реконструкции) и приобретении жилья, в первую очередь молодых семей. Предусматривается, что с 1 января 2008 года размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет будет установлен на уровне 80% БПМ, а с 1 января 2009 года составит 100% БПМ. Будет усовершенствовано оказание социально-психологической, правовой помощи семьям, направленной на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия, повышение культуры брачно-семейных отношений, укрепление нравственных основ семьи. Предусматриваются меры по повышению ответственности родителей за воспитание детей, стимулированию изменения ролевых функций  (для более равномерного участия мужчин и женщин в выполнении семейных обязанностей).
Реализация намеченных мер будет осуществляться в рамках подпрограммы “Социальная защита семьи и детей” президентской программы “Дети Беларуси” на 2006—2010 годы и подпрограммы “Стимулирование рождаемости и укрепление семьи” Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006—2010 годы. Проекты данных программ находятся на рассмотрении главы государства.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter