Приоритет - защита интересов государства и гражданина

Обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов являются приоритетными задачами прокуратуры.

Реализация надзорных полномочий вне уголовно-правовой сферы позволяет ежегодно защищать права и законные интересы сотен граждан, а также обеспечивать комплексную защиту интересов общества и государства.

На вопросы газеты «Рэспубліка» отвечает Марина Попова, начальник управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов.


В этом году органы прокуратуры отмечают свой юбилей. Изменились ли полномочия современной прокуратуры по сравнению с теми, которые были на первоначальном этапе становления прокуратуры?

Для органов прокуратуры в нашей стране 26 июня 2022 г. особая дата - 100-летие со дня образования надзорного органа. За такой значительный период накоплен богатый опыт надзорной деятельности, позволяющий объективно оценить нашу работу.

Прокуратура за столетнюю историю сохранила и приумножила все свои полномочия, в том числе и в надзоре за исполнением законодательства и законностью правовых актов - так называемом «общем» надзоре.

Так, на 3-й сессии Центрального Исполнительного Комитета БССР, состоявшейся 26 июня 1922 г., было принято Положение о прокурорском надзоре, в котором задачи прокуратуры определены как осуществление надзора от имени государства за законностью действий государственных учреждений, иных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений.

Время и потребности государства вносили свои коррективы в организационную форму прокурорского надзора. В свое время были созданы и успешно выполняли надзорные функции природоохранная прокуратура, отдел по надзору за исполнением банковского законодательства и т.д.

Как и ранее, так и в настоящее время прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Совету Министров органами, местными представительными
и исполнительными органами, общественными объединениями, другими организациями, должностными лицами и гражданами.

Каковы основные направления работы прокуроров вне уголовно-правовой сферы?

На современном этапе можно выделить три основных направления в деятельности прокуроров при обеспечении надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов – это надзор за исполнением законодательства в сфере экономики, за соблюдением прав и свобод граждан, а также за исполнением природоохранного и земельного законодательства.

Каждое из данных направлений крайне важно и выполняет свои задачи.

Прокуроры на постоянной основе обеспечивают проведение анализа состояния законности, проводят проверки исполнения законодательства; рассматривают обращения граждан и должностных лиц органов государственного управления, субъектов хозяйствования; принимают меры к отмене противоречащих закону постановлений и правовых актов, прекращению противоправной деятельности, устранению выявленных нарушений законов, их причин и условий, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Только за прошлый год прокурорами проведено свыше 8 тысяч проверок исполнения законодательства, внесено 33 тысячи актов надзора. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной, административной и материальной ответственности привлечено 33,3 тысячи виновных лиц.

Посредством активной позиции прокуроров удалось значительно улучшить состояние законности при реализации прав граждан в сфере трудовых, земельных правоотношений, устранении административных барьеров во многих отраслях экономической деятельности. Важной составляющей данной работы стало предотвращение давления на бизнес посредством исключения необоснованных проверок со стороны контрольных и надзорных органов.

Как строится надзорная деятельность прокуроров в сфере экономики? Какие основные направления?

Одной из ключевых целей развития страны является повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. Поэтому вопросы экономики традиционно являются предметом прокурорского надзора.

В 2021 году прокурорами проведено более 1,5 тысячи проверок соблюдения законодательства в сфере экономики, по результатам которых внесено свыше 4,5 тысяч актов надзора, по требованию прокуроров возмещен ущерб на общую сумму более 10,3 млн рублей.

Надзор за исполнением законодательства в данной сфере ориентирован, в первую очередь, на защиту установленного государством порядка осуществления экономической деятельности: исполнение законодательства при распоряжении и использовании государственного имущества, бюджетных средств, обеспечение дисциплины расчетов, требований налогового законодательства, законность судебных постановлений по экономическим делам и делам об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, соблюдение законодательства при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности.

В частности, на современном этапе по поручению Главы государства органы прокуратуры Республики Беларусь занимаются вопросами сокращения внешней просроченной дебиторской задолженности.

В целях своевременного возврата валютной выручки в страну обеспечено проведение прокурорами систематических проверок исполнения законодательства при заключении и исполнении внешнеторговых договоров, организации сбытовой деятельности, расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги отечественными производителями.

С момента поручения Главы государства прокуроры провели 750 проверок исполнения законодательства о внешнеэкономической деятельности. В целях устранения выявленных нарушений и недопущения их в дальнейшем внесли более 500 актов надзора, по результатам рассмотрения которых около 700 виновных лиц привлечено к материальной и дисциплинарной ответственности. По фактам криминального образования задолженности осуществляется уголовное преследование причастных лиц, возбуждено более 100 уголовных дел.

При этом усилия прокуроров направлены не только на выявление нарушений, но и на содействие во взыскании просроченной задолженности.

В интересах белорусских предприятий-поставщиков прокуроры предъявили почти полтысячи исков на общую сумму, эквивалентную 142,5 млн долларов США. В целом усилиями прокуроров в хозяйственный оборот предприятий вовлечено более 165 млн долларов США, являвшихся просроченными долгами.

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь налажены активное взаимодействие и необходимый обмен информацией с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, что позволило восстановить права и законные интересы ряда белорусских производителей в части расчетов за поставленную продукцию и выполненные работы, возврата валютной выручки в страну.

  Для устойчивого развития экономики республики имеет важное значение эффективная работа агропромышленного комплекса. Примечательно, что как и 100 лет назад, прокуратура обеспечивает надзор за соблюдением законодательства в агропромышленном комплексе – сохранностью собственности, своевременной и качественной уборкой урожая и заготовкой кормов.

По поручению Главы государства на контроле прокурора находятся вопросы исполнения законодательства в период посевной и уборочной кампаний, предупреждения падежа крупного рогатого скота, пресечения фактов его сокрытия. Задача – обеспечить безусловное исполнение законодательства, регламентов и исполнительской дисциплины, не допустить фальсификаций и приписок, хищений товарно-материальных ценностей, обеспечить должные условия труда людей и своевременную оплату.

Исполнение требований законодательства, основанного на современных технологиях, позволит достичь роста производительности труда, обеспечит экономическую и продовольственную безопасность, социальное благополучие тружеников сельскохозяйственной сферы, а также повысит престиж и статус их профессии.

Закупки – сфера деятельности традиционно повышенного внимания органов прокуратуры. Главой государства неоднократно обращалось внимание на необходимость исключения из закупок недобросовестных и необоснованных посредников.

Органами прокуратуры на системной основе проводятся надзорные мероприятия в указанной сфере. По результатам принятых прокурорами мер предупреждено использование с нарушение законодательства бюджетных средств и средств предприятий с долей государства в уставном фонде на общую сумму свыше 8,8 млн рублей. По предложению Генеральной прокуратуры Правительством внесен ряд изменений в нормативные правовые акты, позволяющих минимизировать участие недобросовестных коммерческих структур в закупках.

В текущем году проведена проверка обоснованности предоставления участникам закупок предусмотренных законодательством льгот при поставке белорусских товаров.

Установлены факты, когда, заявляя право на льготу, участником государственной закупки поставлялась незначительно доработанная иностранная продукция. Недобросовестные участники рынка фактически обеспечивали себе победу в торгах, пользуясь определенной неурегулированностью и пробелами в законодательстве. При этом такими участниками закупок нередко закупаемый товар предлагался по более высоким ценам, чем у добросовестных поставщиков.

В этой связи по инициативе Генеральной прокуратуры Советом Министров прорабатывается вопрос совершенствования законодательства о сертификации продукции собственного производства и о государственных закупках в целях предупреждения злоупотреблений со стороны недобросовестных участников рынка, а также повышения эффективности использования бюджетных средств.

Органами прокуратуры продолжаются надзорные мероприятия, направленные на соблюдение законодательства при предоставлении гражданам финансовых услуг. К решению данной проблемы прокуроры подошли комплексно.

Об имеющих место недостатках Генеральный прокурор Республики Беларусь информировал Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь. В целях профилактики подобной деятельности внесены изменения в законодательство, которые вступили в силу в конце ноября 2021 года и направлены на защиту правового положения граждан как получателей финансовых услуг. Данные изменения предусматривают ограничение максимального размера вознаграждения лизингодателя и неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по договорам лизинга с участием граждан.

Обеспечена защита имущественных интересов государства. В ходе расследования уголовного дела, возбужденного Генеральной прокуратурой, одним из субъектов хозяйствования в конце 2021 года погашены доначисленные налоги на сумму, эквивалентную 700 тыс. долларов США.

Граждан всегда интересует вопрос своевременности и полноты выплаты зарплат. Часто ли встречаются нарушения подобного рода? Возможно их стало больше с введением санкций? Какие меры прокуратура может применить к нерадивым работодателям?

Вопросы своевременности и полноты выплаты заработной платы находятся на особом контроле.

В прошлом году при осуществлении надзора в указанной сфере прокурорами проведено более 160 проверок, по результатам которых подготовлено свыше 900 актов надзора, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 737 лиц.

Так, в ходе мониторинга средств массовой информации органами прокуратуры в апреле 2022 года выявлен факт несвоевременной выплаты заработной платы работникам ОАО «Свитанок» (г.Жодино). Во исполнение вынесенного прокурором предписания нанимателем выплачена зарплата трудовому коллективу, а это 442 работника, на сумму свыше 220 тысяч рублей.

Несмотря на проводимую против нашего государства санкционную политику, количество предприятий-должников в последнее время существенно не изменилось.

По инициативе Генеральной прокуратуры Министерством труда и социальной защиты в 2021 году разработан механизм выявления организаций малого предпринимательства, не являющихся респондентами государственной статистической отчетности, несвоевременно выплачивающих работникам заработную плату. Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты налажена работа по выявлению таких нанимателей, обеспечивается формирование и обновление перечня организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате.

То есть, в настоящее время мы на системной основе «видим» все организации, допустившие задолженность по своевременной и полной оплате труда работников.

За нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы работнику виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности с наложением согласно частям 3 и 4 статьи 10.12 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях штрафа в размере от четырех до пятидесяти базовых величин, а при совершении подобного нарушения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения – в размере от тридцати до ста базовых величин, а также к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

При этом согласно подпункту 6.10 пункта 6 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 года №5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий является одним из оснований, признаваемых дискредитирующими обстоятельствами увольнения.

Вот уже более года общественность и средства массовой информации активно обсуждают тему геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, поднятую Генеральной прокуратурой. Какая работа проводится органами прокуратуры в целях восстановления исторической и социальной справедливости?

Как известно, в апреле 2021 года Генеральным прокурором Республики Беларусь возбуждено уголовное дело о геноциде.

В ходе расследования дела установлены многочисленные факты массового исстребления нацистскими преступниками, коллаборационистами мирных граждан БССР самыми варварскими методами и средствами.

На территории нашей страны немецко-фашистскими захватчиками было создано свыше 500 мест принудительного содержания
и уничтожения населения, в том числе концентрационные лагеря – места заключения и физического уничтожения людей по политическим, расовым, религиозным и иным признакам.

В результате геноцида на территории БССР погибло не менее 3 млн советских граждан, в том числе военнопленных. Угнано в Германию под угрозой смерти более 380 тысяч человек, многие из которых умерли в результате невыносимых условий труда.

Пытаясь уничтожить национальную государственность, экономику и культуру белорусского народа, немецкие захватчики и их пособники разрушили и сожгли свыше 200 городов и поселков, более 9200 сел.

В рамках расследования уголовного дела прокурорами допрошены тысячи граждан из числа свидетелей тех трагических событий, производятся раскопки в местах массового уничтожения наших граждан карателями, устанавливаются преступники и их пособники.

По инициативе Генеральной прокуратуры принят Закон Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа», которым предусмотрено юридическое признание геноцида белорусского народа и установлена уголовная ответственность за его отрицание.

Созданными по предложению Генеральной прокуратуры межведомственными комиссиями в настоящее время принимаются меры по определению ущерба, причиненного действиями нацистских преступников на территории БССР в годы Великой Отечественной войны, выявлению и возвращению в страну культурных ценностей, оказавшихся за границей, а также увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа.

В целях воспитания граждан Беларуси, в первую очередь, молодежи, в духе патриотизма и преданности Родине прорабатываются необходимые дополнения в учебные программы, а в музейных учреждениях созданы и уже активно работают экспозиции, посвященные жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Прокурорами оказана существенная помощь в их создании, переданы материалы уголовного дела, в том числе вещественные доказательства, архивные документы.

В рамках расследования уголовного дела о геноциде мирного населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлено издание «Геноцид белорусского народа. Информационно-аналитические материалы и документы» под общей редакцией Генерального прокурора Республики Беларусь А.И. Шведа.

В целях сохранения международной памяти о жертвах нацизма и недопустимости попыток возрождения радикальных националистических идеологий в современном обществе печатный экземпляр данного издания направлен генеральным прокурорам, являющимся членами Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств и Председателю Следственного комитета Российской Федерации А.И. Бастрыкину.

Кроме того, для консолидации совместных усилий прокурорского сообщества в пропаганде законности и справедливости, стимулирования обмена и распространения среди членов Международной ассоциации прокуроров полученной при расследовании уголовного дела информации Генеральная прокуратура передала Министерству иностранных дел Республики Беларусь печатные экземпляры названного издания
для направления по дипломатическим каналам членам Международной ассоциации прокуроров из более чем 40 государств. Электронную версию книги Генеральная прокуратура направила порядка 200 членам Международной ассоциации прокуроров.

В целях максимально широкого информирования общественности, в том числе международного сообщества, о результатах расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа Генеральная прокуратура выступила одним из организаторов международной парламентской конференции «Историческая память: Великая победа, добытая единством»,  которая состоялась 14-15 июня 2022 года в Минске.

Органами прокуратуры запланировано проведение и иных организационно-практических, информационных, образовательных, культурных и идеолого-патриотических мероприятий. Нам важно рассказать общественности о результатах расследования данного уголовного дела, масштабе геноцида белорусского народа, формах его проявления и ужасных последствиях, сохранить историческую правду и память о героическом подвиге наших предков, провести работу
по увековечению памяти невинно убитых мирных граждан.

Вы говорили еще об одном направлении прокурорского надзора – в сфере исполнения природоохранного и земельного законодательства. Как строится работа в данном направлении?

Данные направления надзора имеют важное значение как для экономики страны, так и для соблюдения прав и законных интересов граждан. В прошлом году прокурорами проведено свыше 800 проверок в данной сфере, по выявленным нарушениям законодательства внесено более 2,1 тысячи актов надзора. Сумма возмещенного по требованию прокуроров ущерба превысила 200 тысяч рублей.

Интересно, что в 1925 году при Прокуроре БССР была учреждена должность прокурора по земельным делам, проводившего большую работу по надзору за законностью землепользования.

И в настоящее время в сфере постоянного внимания прокурора находятся вопросы исполнения земельного законодательства.

Результатом проведенных Генеральной прокуратурой в прошлом году проверок явился возврат в хозяйственный оборот более 150 тысяч га неиспользуемых ранее земель.

  Так, органами прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства, выявившая устойчивые негативные тенденции по выбытию сельскохозяйственных земель из оборота, обусловленные комплексом взаимодополняющих экономических, организационных, природно-географических причин. В ходе проверки выявлено 560 участков неиспользуемых, заросших древесно-кустарниковой, сорной растительностью пахотных и луговых земель общей площадью 11,6 тысячи га.

Прокурорами установлены факты незаконного использования земель под огородничество для целей, не связанных с выращиванием сельскохозяйственных культур, многочисленные и системные нарушения законодательства, нерациональное распоряжение землей как базовым ресурсом и неполучение от него социально-экономического эффекта.

Выборочной проверкой выявлено 3,4 тысячи га земель, находящихся в запасе от 10 до 60 лет. Вследствие продолжительного выбытия участков из хозяйственного оборота отсутствует экономический эффект от их продуктивного использования, ухудшаются природные характеристики
и происходит деградация земель, для устранения которой потребуются расходы государства.

Обо всех фактах неэффективного использования земель информированы Совет Министров Республики Беларусь, местные органы власти.

Результативной явилась проведенная в прошлом году проверка исполнения законодательства в сфере рыболовства и рыбоводства, в ходе которой установлено, что ресурсный потенциал рыболовных угодий используется не в полной мере, рекреационное рыболовство
не развивается. Выявлены многочисленные нарушения законодательства со стороны арендаторов – невыполнение квот на вылов рыбы, обязанностей по зарыблению водоемов, невнесение арендной платы.

Установлены факты непринятия арендаторами должных мер к надлежащему использованию искусственных водных объектов (прудов, обводненных карьеров) для рыбоводства, своевременному вселению в них рыбы, а также отсутствие контроля за их деятельностью.

Многочисленные арендаторы, используя за незначительную арендную плату государственный ресурс в виде водных объектов, не принимали мер по созданию условий для рыболовов, имели возможность получать значительный доход при наличии очевидных предпосылок к нарушению государственных и общественных интересов.

По итогам проверки органами прокуратуры арендаторам, местным исполнительным и распорядительным органам внесено 55 представлений и 32 предписания, в том числе с требованиями о расторжении договоров аренды с недобросовестными субъектами. Генеральной прокуратурой направлена информация заместителю Премьер-министра Республики Беларусь.

В настоящее время реализуется разработанный Министерством сельского хозяйства и продовольствия комплекс организационно-практических мер по реализации предложений Генеральной прокуратуры, предусматривающий в том числе ужесточение нормативно-правовых требований к арендаторам искусственных водных объектов, направление райисполкомами ежегодных отчетов в Минсельхозпрод о реализации договоров аренды.

Несмотря на представленный значительный объем работы прокуроров вне уголовно-правовой сферы хотелось бы все же задать вопрос: А нужен ли «общий» надзор? Может, пусть бы граждане, субъекты хозяйствования обращались в суд и защищали свои права самостоятельно?

Подобная тема не нова и обсуждалась в обществе неоднократно. Но время неизменно отвечает на этот вопрос – не просто необходим. Он важен, поскольку позволяет защитить права не только одного человека, оказать воздействие на индивидуальные случаи нарушения законов, как это в основном имеет место при судебном рассмотрении конфликтов.

Правозащитная функция прокуратуры позволяет оперативно и всесторонне защитить многих, дать качественную правовую оценку действиям должностных лиц, принять меры к предупреждению и недопущению системных нарушений в дальнейшем.

Прокуратура Республики Беларусь постоянно совершенствует формы и методы работы при неукоснительном следовании требованиям закона, одновременно выступая за дальнейшее развитие эффективной системы государственных правовых институтов, защищающих законные интересы и права граждан, обеспечивающих всеобщее процветание на основе демократии и закона.

Защита государственных интересов, забота о каждом человеке всегда будут оставаться приоритетными направлениями в деятельности органов прокуратуры.

Перечень надзорных направлений не является исчерпывающим, он постоянно изменяется исходя из реалий времени.

Но одно можно утверждать точно - прокуратура, как и 100 лет назад, сохранила свое важное место среди государственных органов и по-прежнему является «оком государевым».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter