Принцессы на горошинке

Первый детский конкурс красоты прошел в 1960 году в Нью–Джерси...

Первый детский конкурс красоты прошел в 1960 году в Нью–Джерси. Идея оказалась настолько привлекательной, что растиражировалась в геометрической прогрессии. Сегодня в мире проводится около 3.000 подобных состязаний в год, а счет юным красавицам и красавцам в возрасте до 16, борющимся за пальму первенства, идет на сотни тысяч. Конкуренция, помноженная на родительское тщеславие, наполняет эти мероприятия совсем недетскими страстями. Все чаще раздаются голоса, что такие взрослые игры лишь калечат детскую психику. Им оппонируют другие: да лучший старт для талантливого ребенка и придумать трудно! Можно ли найти тут золотую середину? Или там, где в ход идут родительские амбиции, это просто нереально?


С изнанки


Одна из свежих историй. Восьмилетней американке Бритни Кемпбелл, участнице детских конкурсов красоты, ее же собственная мать регулярно колола ботокс («чтобы убрать мимические морщинки») и делала эпиляцию воском. Причем она гордо рассказала об этом на всю страну на страницах газеты Sun и в телеэфире. А что тут такого? Ведь, по ее заявлению, многие делают это для повышения конкурентоспособности своих малюток: «Конкурсы такие жестокие!» Скандал, разгоревшийся после, вылился не только в то, что ребенка отобрали органы опеки, но и в новый законопроект. Он обязывает американских врачей документально доказывать медицинские показания для лечения ботоксом детей и подростков. Кстати, по результатам исследования Американского общества эстетической пластической хирургии, в 2009 году подросткам в США было проведено более 12 тысяч таких инъекций.


В Европе, где вслед за Америкой детские состязания обрели популярность, уже наблюдается некий «откат». Например, во Франции результаты одного из региональных выборов королевы красоты среди девочек 4 — 7 лет были аннулированы. Противники прямо говорили, что эти мероприятия могут нанести вред умственному и физическому здоровью детей. Тем не менее «Мини–мисс Франция» все же будет проводиться. Правда, с оговоркой, что вся ответственность — на родителях.


Однако даже мамы и папы, искренне желающие своим отпрыскам лучшего будущего, не в силах предугадать, чем обернутся вложения в грядущую славу. В этом плане показательна трагическая судьба ДжонБенет Рэмси, многократной победительницы американских конкурсов красоты, которую убили в шесть лет. Сначала девочку похитили в надежде получить выкуп в размере 118 тысяч долларов, но затем преступник, испугавшись преследования, задушил ее. Тем не менее такие истории не останавливают упорных. Например, сейчас на слуху имя шестилетней Иден Вуд. К своим годам она уже выиграла 300 (!) детских конкурсов красоты. Теперь ее мама собирается основать целую империю Иден — издать биографию, выпустить кукольную копию и запустить альбом. Очевидно, таким образом она намерена «отбить» вложенные средства, ведь игра в «первых мисс» стоит немало. Наряды, украшения, макияж, прическа, хореографы... Считается, что стоимость участия в одном конкурсе колеблется от 300 долларов до пяти тысяч. Однажды мама близняшек даже заложила для этого свой дом...


Включая разум


В нашей стране тоже проводились «Мини–мисс Беларусь», более того, их победительницы затем участвовали в международных состязаниях и привозили оттуда громкие титулы. Но стоит отметить, что наш вариант проходил под названием «фестиваль», как бы изначально нивелируя соревновательный дух. Последнее такое мероприятие состоялось в 2007–м. Мы разыскали его устроительницу Светлану Выдренкову — организатора и директора в одном лице.


Началось все 10 лет назад с того, что ее дочь Яна первой из белорусских девочек поучаствовала в Little Miss World и завоевала титул Little Miss Photo 2002. Мероприятие настолько воодушевило маленькую «мисс» и ее маму, что стало понятно: такой праздник нужно организовать и в Беларуси. Однако Светлана подчеркивает, что у нас эти фестивали проводятся по другой системе, нежели конкурсы красоты для взрослых: «Само название «детский конкурс красоты» не имеет под собой логики. Как можно оценить ребенка в 4 — 6 лет? Каждый уникален. У него есть своя харизма, интеллект, манеры, эрудиция. Бывают дети, которые буквально с песочницы способны продекламировать стихи на сцене, от природы великолепно танцуют, поют. Маленькие личности. Поэтому упор у нас — не на внешность, а на таланты, умение разговаривать, держаться».


Конечно, эти мероприятия требуют родительских расходов. «Каждый из наших «Мини–мисс» готовился более года — писался сценарий в виде сказки–мюзикла, для каждого ребенка ставился творческий номер, было создано более десятка новых песен, с детьми работали профессиональные хореографы, стилисты, фотографы, музыканты, композиторы, — замечает Светлана Выдренкова. — И то, что родители за свой счет готовили костюмы, несравнимо с тем, сколько сил и энергии было положено командой профессионалов, чтобы максимально раскрыть и показать на сцене талант любого ребенка».


Кстати, именно финансовый вопрос стал причиной «простоя» нашей «Мини–мисс», ведь конкурс проводился с помощью частных спонсоров и предприятий, изготавливающих продукцию для детей. Сегодня они не спешат вкладывать в него деньги. А вот некоторые родители готовы были «вложиться», но... только в победу своих чад. «Были случаи, — не скрывает Светлана, — когда мне напрямую говорили: вот у меня есть столько–то денег, я хочу, чтобы мой ребенок получил первое место. Как правило, это были люди невоспитанные, с низкой культурой, но быстро разбогатевшие. Они думали: мы оделись в золото–бриллианты и купим ваш конкурс с потрохами. С ними были конфликты. Но в основном попадались нормальные родители».


Кто победит?


Разглядывая заокеанских мини–красавиц, начесанных, завитых, загримированных до полной иллюзии куклы, не испытываешь ничего, кроме жалости, — ведь где–то там, под этой скорлупкой, ребенок с его нежной естественной красотой. Малышки, над которыми поработали взрослые, и сами напоминают поживших дам. Думаю, психологическую травму этим мини–красоткам способно нанести уже само отношение к ним как к объекту для различных усовершенствований. У них, впрочем, хватает и других потрясений — ведь, несмотря на все старания, выбрать могут и другую!


Когда мода на такие конкурсы у нас только появилась, в одном из творческих центров пытались проводить состязание по всем канонам, но быстро эту идею оставили. Руководительница признавалась: когда определяли трех победителей, негатив бил через край. В итоге пришли к тому, что под каждого ребенка придумали номинацию — так и таланты можно проявить, и радость от участия испытать. Подобный подход практиковался и на «Мини–мисс Беларусь». Хоть и существовало 1–е место, все участницы без исключения получали ленты победительниц в той или иной номинации и подарки. В итоге только воодушевлялись на дальнейшие подвиги: учебу в престижных вузах, карьеру режиссера, дипломата, певицы, телеведущей.


Конечно, для каждого родителя свой ребенок — лучший. Но, очевидно, некоторым взрослым мало этого понимания, и они хотят уверить в том целый мир. Вот и выходит, что состязание малышей становится битвой мам и пап, не останавливающихся перед запрещенными приемами. Тут впору порадоваться тому, что заокеанская мода у нас так и не прижилась, трансформировавшись в творческие турниры.


Прямая речь


Тамара Гончарова, руководитель модельного агентства «Тамара»:


— Даже когда взрослая женщина участвует в конкурсе, это может стать большим потрясением. Но, с другой стороны, участвуют же дети в песенных конкурсах, например «Я пою», и не выигрывают. В принципе, в том, чтобы продемонстрировать свои таланты, нет ничего плохого, но, думаю, в 5 лет это еще рановато, особенно когда идет борьба и дети это видят, переживают. А внешность как таковую очень сложно оценить, здесь все относительно, это не спорт, где ты пришел первым и победил. Дети все красивые. У нас в школе «Стрекоза» занимаются с пяти лет, и всем без исключения нравится соприкасаться с миром красоты и моды. Девочки изучают актерское мастерство, историю костюма, учатся правильной осанке, умению красиво ходить. Эти навыки помогают общему развитию, хотя, конечно, для кого–то они станут первым этапом подготовки к будущей карьере. Большую роль тут играют желание родителей, их возможности, и материальные в том числе. Но конкурсов мы не устраиваем, ведь если девочка не победит в 5 — 10 лет и решит, что она некрасивая, — это комплекс на всю жизнь.

 

«Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter