Национальный исторический музей получил на хранение 9 редчайших монет ВКЛ

Прихотливая история денег

На днях Национальный исторический музей получил на хранение 9 редчайших монет, отчеканенных по приказу великих князей Ягайло и Витовта. Место в постоянной музейной экспозиции для новых артефактов давно определено. Но как скоро они там появятся, зависит от публики. Вслед за другими белорусскими музеями Национальный исторический обратился к краудфандингу.


Одна из монет в этой коллекции — возможно, из тех, знаковых, которыми было отмечено появление нового независимого государства в средневековой Европе. По «дизайну» она очень близка к гюлистанским дангам Золотой Орды. Тот же стилизованный лев, похожий узор — именно это позволило нумизмату Дмитрию Гулецкому предположить, что так выглядели самые ранние деньги Великого Княжества Литовского. Известно, например, что для первых европейских монет, которые чеканили вестготы, образцом служили византийские драхмы. По всей видимости, похожим образом начиналась и наша история денег. Во всяком случае, более ранних нумизматических артефактов ВКЛ пока не обнаружено. Монета, попавшая в фонды Национального исторического, — единственная в своем роде, нигде больше в музеях такого уникального раритета не имеется.

Роман Крицук.

На переговоры с владельцем и бумажные формальности у музея ушел год. Вне всякого сомнения, все 9 монет были изготовлены на территории ВКЛ. Предполагается, что нашли эти пенязи в Беларуси, однако достоверных свидетельств нет. Коллекционер купил их на аукционе около 2 лет назад, несмотря на то, что тематика его собрания не настолько древняя, — не смог упустить такие выдающиеся реликвии. Сейчас они в музейном хранилище, под самой надежной охраной. На звук музейной сигнализации, утверждают сотрудники, милиция приезжает максимум через 4 минуты. Проверено неоднократно. Попыток ограбления не было, но, например, задевать витрины с нумизматикой посетителям выставки «От римского денария до белорусского рубля» случалось не раз. Сейчас здесь выставлены всего две редкие раннелитовские монеты. Одна — из коллекции музея, покупку которой пышно праздновали несколько лет назад. И вторая, с королевским изображением, — из собрания исторического факультета Белгосуниверситета.

Теперь появился шанс уже не временно, а постоянно демонстрировать в витринах портретные денарии, относящиеся ко времени правления князя Ягайло — краудфандинг может помочь музею стать обладателем сразу шести из таких. Примечательно, что сложно встретить даже две одинаковые монеты ВКЛ, если они датируются концом XIV века. Единого «фасона» для наших денег того времени не было, каждый резчик изготавливал свои штемпели, изображая условного «короля» в локонах и короне. Во всяком случае, так считают белорусские нумизматы. Их литовские коллеги возражают: на деньгах Ягайло должен быть изображен Ягайло. Польские настаивают на портретах Ядвиги, королевской супруги. Споры ведутся не один год — общее на этих чеканных портретах разве что наличие длинных волос и короны. Зато вес монет предельно точен, по этому признаку дату их «выпуска» можно определить почти безошибочно. Чем позже — тем легче: с каждым новым королем содержание серебра в монетах уменьшалось. Например, при Ягайло за один серебряный пражский грош, считавшийся тогда универсальной валютой в Европе, давали три денария ВКЛ. Позже место средневекового «доллара» занял полугрош, который чеканили в Вильно. Дальше появился и свой грош. В XVI веке он равнялся 10 денариям, а грош польской короны — 8. По мнению нумизматов, именно это обстоятельство долго мешало успешному завершению слияния Польши и ВКЛ в одно государство... Деньги хранят свои истории, и порой они весьма неожиданны.


Конечно, не исключено, что к назначенной дате «народное финансирование» не поможет собрать необходимую сумму целиком, ведь до завершения проекта осталось чуть больше месяца. Тогда исторический музей пойдет проторенной дорогой — к спонсорам, и пусть позже, но украсит свою экспозицию на первом этаже уникальными монетами. Однако от краудфандинга не откажется. Научный сотрудник отдела «Археология, нумизматика и оружие» Роман Крицук, с чьей подачи музей объявил о всенародном сборе денег на новые экспонаты:


— Далеко не всегда коллекционеры готовы сотрудничать с музеями. Многие из них, собираясь что–то продать, в нашу сторону посмотрят в последнюю очередь. Не все ожидают, что музей способен предложить реальную цену за раритеты, а большинство потенциальных спонсоров настроены помогать, как правило, ближе к Рождеству. Краудфандинг — хороший способ привлечения внебюджетных средств. И надежда на то, что ценности станут чаще попадать в музеи, а не исчезать в неизвестном направлении.

«Историю вопроса» Роман изучил подробно, хотя она пока не так велика. Тем не менее Музей истории Могилева с помощью народного финансирования уже купил для своего собрания оригинал Статута ВКЛ и антикварное издание «Великое искусство артиллерии» Казимира Семеновича. А недавно начался сбор средств для покупки 20 редких фотографий неизвестного Могилева, каким его увидел немецкий фотограф летом 1918 года. Новогрудский историко–краеведческий музей искал в интернете деньги на ремонт одного из своих залов, нашел еще и дизайнера. В конце прошлого года гомельские краеведы, объединившись ВКонтакте, с помощью краудфандинга выкупили чертежи проекта Либаво–Роменского путепровода 1901 года и подарили музею Гомельского дворцово–паркового ансамбля. Пока это только начало, но уже сильно обнадеживает. И, пожалуй, не только музеи и коллекционеров.

cultura@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter