Приказано: разгрузить!

Декабрь близится к концу. С чем предприятия подходят к отчетной дате?
Полгода назад на совещании у Президента по развитию промышленного комплекса Правительство взяло на себя обязательство к 1 января привести запасы продукции на складах к нормативным значениям. Декабрь близится к концу. С чем предприятия подходят к отчетной дате? Выполнялся ли до настоящего времени утвержденный помесячный график разгрузки складов? Вопросы важные. Ведь от того, какие будут заложены основы для работы в будущем году, во многом зависит и его экономическая картина в целом.

Заглянем в информацию Белстата. Пока готовы не все данные, но уже по тем, что есть, можно судить, насколько успешной может оказаться развязка складской проблемы. На 1 декабря соотношение запасов готовой промышленной продукции к среднемесячному объему производства в целом составило 74,3 процента. Это примерно на 4 процента меньше, чем в июне, когда ситуация обсуждалась на высоком уровне, были приняты конкретные решения и даны соответствующие поручения. Однако это и на 4 процента больше, чем в сентябре. Так что динамика снижения не такая уж определенная. Складские запасы промышленности оцениваются в 29,5 триллиона рублей.

Cамые заметные накопления остаются по трем товарным позициям. В машиностроении, по данным на начало ноября, запасы готовой продукции составили почти 8,3 триллиона рублей, или около 177 процентов к среднемесячному выпуску. Здесь по сравнению с июлем заметное сокращение — на 16 процентов. Достигнуто оно, судя по всему, за счет количественного снижения запасов. А вот в кожевенной и обувной отрасли ситуация иная. В ценовом выражении запасы не такие большие — на 873 миллиарда. Но это два с половиной месячных конвейера! Картина по сравнению с июлем подсказывает, что к нормативному соотношению здесь идут, сокращая объемы производства. Иначе как объяснить то, что совокупная стоимость замороженной на складах продукции осталась практически прежней, а соотношение запасов к выпуску снизилось более чем на 40 процентов? В текстильной и швейной промышленности соотношение складских запасов и среднемесячного объема производства по сравнению с июлем снизилось более чем на 20 процентов. Но это не снимает вопроса, что делать с готовыми перчатками и сапогами, которых скопилось на 1,8 триллиона рублей.

Очевидно, что динамика разгрузки складов должна быть неразрывно связана с ростом поступлений валютной выручки. Иначе — это только имитация продаж на экспорт. Никому не будет пользы, если товары отгружаются дилерам, а выручка зависает в дебиторской задолженности. Свежие данные от Нацбанка, конечно, не могут дать полной картины, но заставляют насторожиться. Если в июле валютные поступления составили почти 4 миллиарда долларов, то уже в августе наблюдается их заметное снижение. В сентябре общий объем валютной выручки — 3,26 миллиарда. Наименьший показатель за два года не может не тревожить. Ведь по логике вещей, если склады разгружаются, валютные поступления должны расти. Поскольку продажи должны идти не только текущие с конвейера, но еще и из запасов.

Отраслевые министерства, к сожалению, к разговору о разгрузке складов пока интереса не проявляют. Предложения поделиться информацией о ситуации на подведомственных предприятиях деликатно отклоняют. Можно ли из этого судить о том, что президентское поручение о разгрузке складов выполняется с трудом? Не будем спешить с выводами. Есть еще и такая точка зрения: частое публичное обсуждение затоваренности предприятий иной раз провоцирует своего рода потребительский диктат. Когда потенциальные покупатели, упирая на тезис о том, что продукция не продается, требуют значительного снижения цены. Что ж, и эта мысль не лишена логики. Тем не менее время идет. Отчетная дата близится. И ситуация не может не притягивать внимание. Журналисты «СБ» посмотрели, как идет работа на нескольких конкретных предприятиях.

Также статьи на эту тему:

Советская Белоруссия №240 (24377). Пятница, 20 декабря 2013 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter