Ветеран и маленькой деревушки Волова Гора получил поздравление от Президента России Владимира Путина по случаю 75-летия контрнаступления советских войск в битве под Москвой

Приказано не унывать

Скромный деревенский домик в отдаленной деревушке, покосившийся колодец у ворот. Ветеран Великой Отечественной войны Василий Акуленок загибает пальцы: 

– Мы с Михайловной, Галина Кульба по ту сторону канала, Крицкий… Человек пять-семь останется на зимовку в Воловой Горе. В последние годы нам не привыкать – вымерла деревушка…

Василию Никитовичу и Анне Михайловне вместе жить веселее.

Ветеран на связи

Участнику исторической битвы за Москву есть что вспомнить – как-никак, 95 лет за плечами. А ведь 18-летним мальчишкой именно здесь он начинал работать учителем – после окончания курсов в Орше молодого специалиста направили в Волову Гору учить малышей в начальной школе: 

– Деревня красивая была, здесь баржи ходили, лес сплавляли. Я на квартире у сельчан жил, а соблазнили сюда поехать местные – с ними на курсах познакомился. Сказали, что Лепельщина – край рек и озер. А я ж с детства к рыбалке неравнодушен, но у нас в Горецком районе нет такой красоты.

Самое значительное событие в жизни ветерана, как он считает, произошло в этом году. По случаю 75-летия контрнаступления советских войск в битве под Москвой сначала ему сам Владимир Путин поздравление прислал, а потом в Волову Гору приехал дипломатический кортеж – Чрезвычайный и Полномочный Посол России Александр Суриков привез почетную награду – нагрудный знак «75 лет битвы за Москву» и подарок. Приятно:

– Те годы помню, как сейчас. Меня в армию забрали за две недели до войны. Отправили в Калинин, там авиабаза располагалась, а еще – учебное заведение по подготовке технического персонала для обслуживания самолетов. Но пока мы прибыли, все изменилось. Отправили нас в роту связи, с ней всю войну и прошел. Обеспечивали связью авиационный полк. А что такое аэродром – сами понимаете. Постоянные обстрелы, бомбежки, каждую секунду нужно быть начеку. И десантников сбрасывали гитлеровцы, и с танками возле нас пытались прорваться… А как мы радовались, когда удалось фашистов километров за 300 от Москвы откинуть! Когда фрицы стали отступать, нас передислоцировали в Прибалтику, на самый берег Балтийского моря. Оттуда и летали бомбить фашистов. Помню, как дежурил в штабе, а тут звонок. Спрашивают: «Где командиры?» Полковник только на улицу вышел, так и отвечаю. А мне передают приказ: «Прекратить военные действия!» Я сначала решил, что ослышался. Прошу повторить. Опять то же самое: «Прекратить!» Я – на улицу. Обезумевший от счастья 23-летний мальчишка…Товарищ полковник, разрешите, мол, обратиться? Так-то и так… Приказано прекратить военные действия! А тот улыбается: пусть, мол, хлопцы на прощание повеселятся. Не будем же мы сейчас самолеты с бомбами обратно разворачивать… Вот так и встретили Победу.

Этот конверт наделал в деревеньке шуму.

Письмо от Президента России.

Вместе веселее

После войны Василия Акуленка направили учиться в Рижское военно-политическое училище. Потом дали отпуск. Он приехал на родину, увидел сожженную родную деревушку. Встретился с матерью, которая жила в землянке. Узнал о смерти отца. Побывал в Воловой Горе, где его ждали ребятишки. И понял: он нужен здесь. Тем более что районный отдел образования ходатайствовал о его демобилизации – работать и восстанавливать народное хозяйство было некому. 

Вернулся. Правда, здание школы в партизанском краю было уничтожено – дети ходили на уроки по уцелевшим избам. Инициировал строительство новой школы, сагитировал сельчан помочь благому делу. Так в Воловой Горе была восстановлена начальная школа, где учитель Акуленок отработал около 30 лет. Здесь же почти 60 лет прожил со своей супругой, воспитал троих детей. А 12 лет назад жены не стало:

– Одному здесь очень сложно жить. Лес вокруг, болото. Цивилизация – за десятки километров. И уезжать не захотел. На семейном совете приняли решение об «объединении» стариков. Анна Михайловна – родственница по линии жены. Тоже осталась одна, детей у нее нет. Вот и перебралась в мой дом. Вместе веселее. Возимся теперь в огороде, сажаем грядки. Вот сейчас уже бульбу потихоньку докапываем. Как? Конечно, вручную. У нас и томаты, и огурчики-перчики свои. А еще – ягода самбери.

Да-да, в возрасте после девяноста ветеран Василий Акуленок занялся садоводческими опытами и разводит уникальную культуру. Читает много специализированной литературы и утверждает: ценнее самбери ягоды нет. Начинал ее разводить с одной-единственной ягодки. Холил и лелеял. А теперь гордится – урожай уже солидный, можно и на зиму заготовки делать. 

…Мы прощаемся у калитки. Заросшая улица тиха и безлюдна. Василий Никитович вздыхает:

– Одна беда — поговорить особо не с кем. Я же привык всю жизнь быть с людьми и на людях. А теперь деревушка вымирает. Отрада – дочка, сыновья да четверо внуков. Проведывают нас часто, так что вниманием не обделены. А вот парадный мундир надевать часто уже не приходится – на Праздник Победы без посторонней помощи не доберусь. 

По глазам вижу – праздник для моего героя вовсе не главное. Он и без победного марша на главной площади района даже здесь, в опустевшей деревушке, всегда чувствует себя победителем. Таков характер – не сдаваться и не жаловаться. Уметь радоваться тому, что есть сегодня. А по поводу завтра жизнь распорядится сама – не стоит ее торопить.

a_veresk@mail.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter