Причины и следствия

Белкоопсоюз разработал комплекс мер по увеличению объемов торговой деятельности

На заседании Правления Белкоопсоюза разработан комплекс мер по увеличению объемов торговой деятельности

По логике торговая отрасль, как никакая другая, должна в меньшей степени испытывать негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса. Ведь людям всегда необходимо кушать, обуваться, одеваться и т. д.

Это, конечно, так, но верно также и то, что покупательная способность населения снижается и они отдают предпочтение более дешевым товарам. Сельские же жители, как и прежде в трудные времена, в качестве спасательного круга обычно выбирают личное подсобное хозяйство, которое при рачительном подходе позволяет в какой-то мере решить проблему обеспечения продовольствием отдельно взятой семьи. Однако даже в таком случае, согласитесь, совсем уж без покупных продуктов питания и предметов домашнего обихода не обойтись. К тому же надо учитывать, что деревня за последние годы сильно постарела, сократилось количество трудоспособного населения и, как следствие, меньше стало живности на крестьянском подворье. Да и на приусадебном участке людям преклонного возраста нелегко управляться. С учетом этих и других обстоятельств ничего иного не остается, как направляться за покупками в магазин, чаще всего кооперативный, где сегодня предлагается широкий ассортимент самых разнообразных товаров.

Извините, что говорю о прописных истинах, но приходится о них напоминать, чтобы понять суть происходящих в отечественном сегменте рынка товаров и услуг процессов. Надо признать, что не везде на местах в организациях потребительской кооперации оказались готовы достойно противостоять вызовам времени, несколько растерялись, вместо выработки программы конкретных действий заняли выжидательную позицию, наивно полагая, что когда-нибудь все «рассосется» само собой. Напрасные, поверьте, ожидания, зато последствия, естественно, не заставили себя долго ждать. Прежде всего в торговой отрасли, где как в зеркале отразились допущенные просчеты в организации дела, нерасторопность и недальновидность некоторых руководителей в принятии управленческих решений.

По оперативным данным, которые были озвучены на одном из последних заседаний Правления Белкоопсоюза, по итогам работы за четыре месяца только Брестскому и Гродненскому облпотребсоюзам удалось выйти на темпы роста розничного товарооборота свыше ста процентов. В ряде районных потребительских обществ этот показатель даже ниже прошлогоднего уровня. Не выполнено, к сожалению, и доведенное задание по оптовому обороту. Констатировалось, в частности, что на оптовых предприятиях проявили нерасторопность в получении товаров согласно специализации, не обеспечили их отпуск внесистемным покупателям в размере не менее 20 процентов в оптовом обороте, как это предусматривалось. Более успешно в анализируемом периоде обстояло дело с открытием от оптовых предприятий магазинов типа «Дисконт». С установленным заданием справились во всех облпотребсоюзах, за исключением Гродненского. Однако и здесь не все благополучно: по оптовым базам Брестского, Витебского и Минского облпотребсоюзов полученный объем розничного товарооборота оставляет, скажем так, желать лучшего.

За четыре месяца торговая сеть потребительской кооперации пополнилась 23 новыми объектами типа мини-магазин, была восстановлена работа 43 ранее закрытых магазинов в сельской местности, дополнительно приобретено 11 автомагазинов. В местах размещения дачных кооперативов и садоводческих товариществ начали действовать 213 торговых объектов. Кроме того, открыто 88 специализированных магазинов. По-прежнему у покупателей была востребована такая услуга, как продажа товаров в кредит, товарооборот по этой позиции составил 47 миллиардов рублей. Судя по цифрам, в кооперативных организациях стремились удержать развитие ситуации под контролем, и, по большому счету, это удалось. Проблема, однако, в том, что, несмотря на прилагаемые усилия, по многим направлениям так и не смогли выйти на запланированные параметры, а кое-где, называя вещи своими именами, откровенно проигнорировали рекомендации Белкоопсоюза. Ведь не дело, согласитесь, что в 78 райпо в текущем году даже не удосужились приступить к открытию специализированных магазинов. Обоснованные претензии можно также предъявить по поводу перевода предприятий торговли на удлиненный режим работы и без выходных в субботу и воскресенье.

Как известно, в системе потребительской кооперации недавно проводилась акция «Время покупать» по распродаже непродовольственных товаров. При этом было установлено, что при значительных их остатках в розничных торговых предприятиях сумма тех, которые были собраны для снижения торговой надбавки, составила только 6,9 миллиарда рублей. В Могилевском же облпотребсоюзе таких товаров вообще нашлось лишь на 435,8 миллиона рублей, и неудивительно, что здесь зафиксированы самые низкие объемы продаж – 15 миллионов рублей.

Напряженная обстановка сложилась и в отрасли общественного питания. Об этом можно судить хотя бы по тому, что ни в одном из облпотребсоюзов не было обеспечено выполнение прогнозных показателей по розничному товарообороту и реализации собственной продукции. Отдельно хочется отметить работу магазинов кулинарии. За четыре месяца розничный товарооборот в них составил 19,5 миллиарда рублей, или 106,4 процента в сопоставимых ценах. Тем не менее не обошлось без пресловутой ложки дегтя в бочке меда – 56 магазинов сработали ниже уровня прошлого года.

На заседании Правления Белкоопсоюза состоялся обстоятельный, конструктивный разговор по обсуждаемым вопросам. Его участники были единодушны в том, что торговая отрасль потребительской кооперации даже в неблагоприятных экономических условиях располагает достаточно мощным потенциалом для динамичного, поступательного развития. Утвержден план действий, в котором четко прописаны основные направления деятельности и пути достижения поставленных целей. Теперь дело за исполнением.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter