Александр Лукашенко заслушал доклад по задержанным россиянам из ЧВК

Причины и следствие

О ситуации с задержанными россиянами из состава частной военной компании в субботу во Дворце Независимости Главе государства докладывали председатель КГБ Валерий Вакульчик и председатель Следственного комитета Иван Носкевич. Эта тема у Президента — на особом контроле. Еще на заседании Совета Безопасности он ориентировал всех ответственных — Министерство внутренних дел, Комитет госбезопасности и другие спецслужбы — на проведение более интенсивных оперативно‑розыскных мероприятий. В связи с тем, что, как уже тогда было известно, а сейчас подтверждает следствие, на нашей территории находились или готовились прибыть и другие группы боевиков. Поэтому, обращаясь к силовикам, Александр ­Лукашенко заметил:

— Многие факты (вы мне письменно доложили) интересны. Я смотрю, приумолкли и наши старшие братья. Уже не кричат, что они посылали этих ребят в Стамбул. Никакого Стамбула не было и быть не могло, как оказалось на поверку. Ясно, что у этой группы были иные цели. И задача следствия — выяснить эти цели.

Попытка спрятать «хвост»

С задержанными Глава государства попросил обращаться аккуратно:

— Они, конечно, виноваты, но не настолько, чтобы в отношении их принимать какие‑то жесткие меры. Это солдаты. Им приказали — они пошли. Разбираться надо с теми, кто приказывал, кто их сюда посылал.

Президент обозначил свое понимание ситуации. Это, по его словам, только первая группа из 180 или 200 человек, которая планировалась к переброске в Беларусь: 

— И притом, когда я это говорю (я прочитал доклад), это точные данные сегодня. И попытка там сейчас спрятать «хвост» в России и сказать, что вот чуть ли не они с нами согласовали приезд этой группы, — это полная ерунда.

Напомнил Александр ­Лукашенко и о том, что какие бы мероприятия ни проводились в Беларуси с участием российских военнослужащих, будь то бывших или действующих, соответствующие ведомства двух стран всегда находятся во взаимодействии:

— У нас разрешение только Президент может дать на приезд военнослужащих, на посещение Беларуси. С техникой, без техники, самолеты, вертолеты и так далее… Никаких разрешений никто не давал. Более того, у нас вызывают серьезные сегодня подозрения те цели, которые себе группа намечала.

Правда, настаивает Глава государства, должна быть предъявлена обществу. Следственный комитет нынче ведет следствие, оперативное сопровождение — за КГБ и милицией. Силовым структурам — напутствие: работать аккуратно и, если нужно, подключать людей. Александр ­Лукашенко подчеркнул, что наша страна открыта для взаимодействия и с нашими соседями: 

— На вранье мы политику не построим. Перекрикивая друг друга в СМИ, вопрос не решим. Поэтому, если у кого‑то есть желание из россиян получить дополнительную информацию, мы всегда открыты. Мы ничего не скрываем, но нам нужна правда.

Есть нестыковки

Следствие тем временем обращает внимание на нестыковки в показаниях задержанных в Беларуси россиян из частной военной компании. Соответствующие факты председатель Следственного комитета Беларуси Иван Носкевич озвучил в беседе с журналистами. Прежде, впрочем, отметил: основная масса фактических обстоятельств составляет следственную тайну. Тем не менее некоторыми подробностями все же поделился:

— Главным следственным управлением центрального аппарата Следственного комитета продолжается активная фаза расследования уголовного дела, возбужденного 29 июля по статье 13 и части 2 статьи 293 Уголовного кодекса, — приготовление к массовым беспорядкам. Подозреваемыми по этому уголовному делу признаны 33 гражданина Российской Федерации, и они задержаны. 31 июля в отношении их следствием избрана и прокурором санкционирована мера пресечения в виде заключения под стражу.

Рассказал Иван Носкевич и о том, что явилось основанием для подозрений в отношении упомянутых российских граждан. Данная группа въехала на территорию Беларуси вечером 24 июля, якобы намереваясь улететь из Минска рейсом в Стамбул: 

— Со слов части подозреваемых, рейсом в 10 часов 50 минут. Тем не менее, располагая достаточным ресурсом времени для регистрации на рейс и, соответственно, на вылет из страны, вся группа проследовала мимо аэропорта и заселилась в гостиницу IBB в Минске.

При этом глава СК обратил внимание и на тот факт, что гостиница была забронирована заранее: 

— В то же время зарегистрировано было и заселение в санаторий «Белорусочка» в Ждановичах под Минском. Пробыв сутки в гостинице IBB и не улетев в Стамбул, как заявляют подозреваемые (не улетев ни 25, ни 26, ни 27 июля, хотя имелась такая возможность), вся группа переехала, уведомив администрацию гостиницы IBB, что якобы едут в аэропорт для вылета из страны. Тем не менее они заселились в санаторий «Белорусочка».

Уже во время проживания группы в санатории была получена и проверена оперативными службами информация о нахождении там соответствующих лиц. По совокупности полученной информации о достаточно подозрительном поведении этих людей было принято решение о задержании, а впоследствии и возбуждении уголовного дела, добавил Иван Носкевич:

— Кроме того, для подтверждения выводов о достаточно странном поведении этих людей следствием получена информация из телефонов задержанных о том, что они ожидают еще несколько групп таких своих коллег — граждан Российской Федерации. 

Кроме того, нами была получена информация о том, что они все практически имеют серьезное боевое прошлое. Воевали на востоке Украины. Практически все принадлежат к частной военной компании Вагнера. Понятно, что других решений в отношении всех этих граждан, кроме как задержание и принятие иных процессуальных мер, собственно, не предполагалось.

При изучении переписки в созданном этой группой чате ко всему прочему выяснили, что от старшего группы была дана команда уничтожить находившиеся на руках распечатанные электронные билеты на якобы вылет из Минска 25 июля.

Со всеми задержанными нынче проводятся следственные действия, они допрошены в присутствии адвокатов. 

— В ходе допросов они дают самые противоречивые показания. В частности, о том, что группа якобы намеревалась вылететь из Минска в Стамбул, говорят меньше половины людей. Остальные указывают совершенно иные точки окончательного визита — иные страны, не только Турцию, — отметил глава СК. — Что касается тех, которые якобы летели в Турцию, у них точно так же разные цели попадания в эту страну. Кто‑то летел загорать, отдыхать, кто‑то якобы охранять какие‑то объекты, а кто‑то осмотреть собор Святой Софии.

По материалам БЕЛТА.

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter