Что интересует инвестора?

Прибыль чистой воды

Беларусь имеет большие запасы подземных и наземных вод. Но эти свои сокровища мы используем всего лишь на 2—3%, и то в основном для внутреннего потребления, а ведь это и огромный экспортный источник. По цене вода постепенно опережает нефть и другие полезные ископаемые, становясь все более ценным ресурсом. Традиционным углеводородам в энергетике находится альтернатива, а пресной воде замены нет и не предвидится.

pixabay.com

Неужели белорусы могут еще долгие годы не беспокоиться о своих запасах? Ведь даже в странах ЕС около 50 миллионов человек уже ограничено в доступе к чистой питьевой воде, а емкость мирового рынка удваивается каждые 5—7 лет. Как рассказал заместитель начальника главного управления природных ресурсов — начальник управления по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Олег Мох, в Беларуси на сегодня выявлено 408 месторождений пресных вод и 246 — минеральных. Этот объем составляет около 15% потенциальных запасов. На территории страны расположены четыре артезианских бассейна: Прибалтийский, Оршанский, Припятский и Брестский. Безусловно, экономически выгоднее разрабатывать те источники, которые находятся поближе к поверхности земли. Большее разнообразие подземных вод — в Брестской и Гомельской областях, и эти ресурсы, по словам эксперта, постоянно исследуются. Региональные изыскания финансируются из бюджета, а конкретные разведочные работы проводятся за счет потенциальных инвесторов. 

Из выявленных используется 262 месторождения пресных подземных вод и 136 месторождений — минеральных. По своему содержанию белорусские воды подразделяются на несколько классов: гидрокарбонатные, сульфатные, хлоридные, и сложного состава. В некоторых видах присутствуют биологически активные вещества, которые значительно повышают их ценность: сероводород, железо, бром, йод, фтор. Есть возможность, в случае интереса заказчика, предоставить и детальную информацию о расположении источников и их характеристиках. Но, по мнению Олега Моха, существует проблема: там, где есть источники, пробурены скважины или могут быть месторождения, зачастую отсутствует инфраструктура. А если она есть, это значительно повышает шанс детального освоения.

Возникает закономерный вопрос: если в Евросоюзе такой огромный спрос на воду, то привлекают ли наши водные запасы потенциальных инвесторов? По словам заместителя директора — исполняющего обязанности директора Национального агентства инвестиций и приватизации Дениса Мелешкина, с начала года на сайте ведомства представлена интерактивная «дорожная карта», предназначенная для потенциальных инвесторов. Там содержится информация о перспективных проектах. Их 11. В лидерах по количественному составу Могилевская область. За ней идут Витебская, Гомельская и Гродненская. А общая сумма необходимых инвестиций составляет 15 миллионов долларов.

У нас уже достаточно долго работают компании-производители безалкогольных напитков и пива с мировыми именами. Как сказал Денис Мелешкин, инвестиционных предложений сегодня достаточно. Необходимо перейти к их сортировке и выбрать наиболее предпочтительные, которые станут драйвером роста экономики. 

Отрасль безалкогольных напитков обладает значительным потенциалом и благодаря ряду факторов возможен ее дальнейший рост, считает  председатель наблюдательного совета Ассоциации европейского бизнеса Андрей Рощупкин. Для сравнения: стоимость тонны нефти на мировом рынке около 500 долларов, а воды из известных экологически чистых источников — до 800 долларов. Логистически европейский рынок и Беларусь близки. Но существуют препятствия, которые снижают инвестиционную привлекательность водного бизнеса в Беларуси. Дело в том, что производство безал­когольных напитков в стране, по мнению эксперта, является низкомаржинальным, со средним значением минус 2 — плюс 3%. И это с учетом того, что расходы на добычу основного сырья — воды — минимальны и незначительно влияют на конечный результат. 

Основные издержки не связаны непосредственно с производственной деятельностью (контрольные идентификационные знаки, выплаты в ФСЗН, издержки на администрирование, нанесение марок на продукцию и т. д. ). Для реального выхода на большой европейский рынок необходимы довольно масштабные инвестиции: в сертификацию, логистику, маркетинг, рекламу. Это миллионы долларов. К сожалению, сегодня у отечественных бизнесменов таких средств нет. А иностранные компании оценивают не только инвестклимат, но и возможный финансовый результат. Да, примеры успешных предприятий есть, однако они представляют собой розлив напитков под именитыми торговыми брендами. А вот собственных проектов с прямыми иностранными инвестициями крайне мало. Дорогие бренды на мировом рынке всегда привязаны к источникам, считай к стране происхождения. Например, «Боржоми» производят только в Грузии. Но такого уровня белорусских брендов пока нет. 

Стоимость воды в бутылке составляет около 1% от общей себестоимости этого товара. Еще около 7—9% приходится на бутилирование, тару, упаковку. Остальное — это логистика, транспорт, маркетинг, реклама, мерчендайзинг и т. д. Структура издержек в отрасли близка к таковой у резидентов Парка высоких технологий. Было бы целесообразным, по мнению Андрея Рощупкина, сконцентрировать все основные платежи в налоге на добычу природного ресурса, сделав систему более прозрачной. Кстати, сегодня в Беларуси к производителям безалкогольных напитков применяют ту же систему налогообложения, что и к другим предприятиям. Единственное отличие — они уплачивают еще и налог на добычу природных ресурсов. Объектом налогообложения выступает объем добытой подземной и поверхностной воды. Ставка для производства безалкогольных напитков — 3,36 бел. руб. за 1 кубометр. 

Вода может приносить большую прибыль. Такое мнение поддерживает большинство экспертов. Но для того чтобы дать этому потенциалу полноценно развиваться, необходимо задействовать новые драйверы роста. На первоначальном этапе важно привлекать крупные международные компании с их финансовыми возможностями, компетенциями и знаниями особенностей международных рынков. А если бренд будет привязан к источнику, то инвестор в отрасль придет всерьез и надолго. 

Необходимо также анализировать все условия, влияющие на показатели отрасли и ее привлекательность, а не обсуждать только налоговую часть (к ней у производителей как раз особых претензий нет). Важно обратить пристальное внимание на то, что влияет на производителей больше, чем фискальная нагрузка. Например, есть ли необходимость в обязательной маркировке, насколько обоснованы экологические платежи за выпуск на потребительский рынок тары, сколько будет стоить депозитная система, существуют ли более дешевые и рациональные способы снизить губительное влияние пластика на окружающую среду? Да, сегодня в Беларуси нет проблем с доступом к чистой питьевой воде. Этим можно и нужно гордиться. Но на этом нам еще надо научиться зарабатывать валюту.
Фото  БЕЛТА

КОМПЕТЕНТНО

Василий Пашкевич, ведущий научный сотрудник лаборатории геодинамики и палеогеографии Института природопользования Национальной академии наук:

— Республика обладает значительными запасами пресных подземных вод, чему способствуют природные и климатические факторы. Их зона на территории страны находится на глубине от 150 до 450 метров, на некоторых участках — до 1 тысячи метров. Мы можем использовать их как источник хозяйственно-питьевого водоснабжения. В Беларуси подземные источники обеспечивают до 95% всей потребности в питьевой воде. Ранее в Полоцке, Гродно, Гомеле водоснабжение было обеспечено в том числе с использованием поверхностных вод, но эти города уже перешли на подземные источники, так как там вода более высокого качества. Сейчас только в Минске частично используются поверхностные источники: за их счет обеспечивается примерно третья часть потребности столицы в питьевой воде. Но в ближайшие годы стоит задача полностью перевести Минск на использование пресных подземных вод.

shamko@sb.by

pixabay.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter