Сельская газета

При любой погоде автолавка ходит

Что предлагает сельским жителям Березинского района автолавка райпо

Сильные морозы не сбили градус сельской торговли в Березинском районе

ОДИН за одним страну накрывают циклоны. Тридцатиградусные морозы сменяются оттепелью. Заносы, слякоть, гололед… И даже в таких непростых условиях автолавки должны зайти в каждый пункт своего маршрута вовремя. Корреспондент «СГ» отправился в путь с передвижным магазином Березинского райпо.


У АВТОМАГАЗИНОВ Березинского райпо 7 маршрутов. Каждый включает до 12—15 населенных пунктов. Сотни километров дороги. Графики спланированы так, чтобы к жителям каждой из деревень магазин приезжал три раза в неделю. Мы отправляемся по маршруту с тринадцатью остановками. 

За рулем — Николай Лапытько, а непосредственно у прилавка продавец Оксана Дехтярь. В магазине на колесах работает уже шестой год. До этого была кассиром в стационарном торговом объекте.  О переменах в профессиональной жизни не жалеет: «В магазине все было слишком «официально». Люди не считали нужным даже поздороваться. А в деревнях тебя  всегда ждут и считают другом. Лично для меня это важно».

В первом населенном пункте автолавка должна быть в 9.20. Но рабочий день  моих попутчиков начинается намного раньше. В 7 утра продавец и водитель выезжают за свежим товаром на хлебозавод и в колбасный цех. После этого на склад райпо: здесь ожидает уже сформированный заказ на конкретный маршрут. 

На «борту» автолавки представлено практически все из так называемого обязательного списка по доступным ценам (причем многое местного производства): хлеб, молоко, овощи, фрукты, мясные изделия, напитки, бытовые товары. Имеются и деликатесы: слабосоленая форель, семга, красная икра… В любом случае, если сельчанам потребуется к столу нечто особенное, обязательно привезут. Заявку можно оставить и в специальном журнале — в следующий раз необходимый товар будет доставлен. 

ПОДЪЕЗЖАЕМ к первой точке нашего маршрута — деревне Старые Гумны на 15 жителей (зимой еще меньше, некоторых стариков забирают в город дети). Сигналим, и вот у машины собралось пять человек. Пенсионерка Янина Герасимова говорит: «Удобно. Далеко ходить не надо, если мне потребуется, прямо под домом остановятся да еще и позовут, если не услышу. Продукты свежие привозят и всегда в одно и то же время». Пока Янина Евгеньевна покупает две буханки хлеба и колбасу, остальные сельчане общаются друг с другом. Приезд автомагазина для них — еще и повод собраться вместе, обсудить последние новости.   

Переезжаем на следующую точку — в деревню Харчичи, на центральной улице делаем две остановки. На второй нас поджидает пенсионер Александр Кравченко: «Пришел за колбасой. Да и все, что нужно, здесь есть. Прошлым летом понадобилось несколько мешков цемента — заказал, и через 2 дня мне их доставили». Оксана Васильевна интересуется здоровьем супруги пенсионера:

— Для меня они уже не просто собеседники и покупатели, но и близкие люди.

ПОКА переезжаем с одного места на другое, продавец рассказывает о главной проблеме автомагазинов потребкооперации — конкуренции с несанкционированной торговлей. В последний год в крупных деревнях появились машины, торгующие товаром сомнительного качества прямо из багажника. При этом обычно нелегалы ездят за несколько часов до автолавки, продукты предлагают на пару копеек дешевле. За руку недобросовестных продавцов не поймаешь: «Даже если мы найдем нарушителя, без милиции задержать его нельзя». 

Ближе к обеду к нам присоединяется заместитель председателя правления по торговле и общественному питанию Березинского райпо Валентина Борисевич: 

— В среднем наши автолавки торгуют на 22—23 тысячи рублей за месяц. Последний раз автомагазины не смогли приехать вовремя четыре года назад, когда был сильнейший «Хавьер». Циклоны нынешнего года и 30-градусный мороз не смогли нам помешать. Работали без сбоев.

Из последнего населенного пункта мы уехали в 15.30. Но работа автолавки на этом не заканчивается: надо подготовиться к следующему выезду. Поэтому Оксана Дехтярь вместе с водителем возвращается в райпо, приводит в порядок прилавок и формирует заказ на завтрашний маршрут.

СПРАВКА «СГ»

В Беларуси в сельской местности, где не организована стационарная сеть, регулярно курсируют 718 автолавок Белкоопсоюза.

КОММЕНТАРИЙ

Начальник отдела организации розничной и оптовой торговли Минского облпотребсоюза Ирина ЛЕОНОВА:

— В регионе в малые населенные пункты регулярно приезжают 158 автолавок, которые рассчитаны на обслуживание 3 596 сельчан. Летом из-за дачного сезона и притока городских жителей население деревень растет, поэтому автолавок выводим на маршруты больше.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?