Президент в Буда-Кошелево: "Хозяйский подход к делу – прежде всего!"

Время и мы

Наведение порядка на земле. Именно это стало основным лейтмотивом рабочей поездки Президента в Гомельскую область. Причем на земле — в широком смысле, не только в плане благоустройства территории. Демография, здравоохранение, культура, питание, социальная сфера и малый бизнес — все это предмет внимания Александра Лукашенко. Полигоном для выявления болевых точек и узких мест на Гомельщине стали не крупные и довольно успешные Мозырь или Жлобин: для объективности картины был избран район, не избалованный флагманами промышленности или АПК. Президентский вертолет приземлился вчера в Буда–Кошелево.

Фото: БЕЛТА

Эти места в свое время серьезно пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС. 193 населенных пункта района отнесены к зоне радиоактивного загрязнения. Поэтому к медицинскому обслуживанию здесь внимание особое. Но Александр Лукашенко в своем выборе для посещения центральной районной больницы руководствовался даже не этим:

— У нас наметился какой–то дисбаланс в медицине. Мы делаем высочайшего уровня операции, а какая ситуация на местах? Пора обратить большее внимание на эти медучреждения.

Фото: БЕЛТА

Но и у первичного звена здравоохранения — свои дисбалансы. С одной стороны, необходимо обеспечивать доступность медицинских услуг для каждого человека. В большом ли городе он живет или в маленьком населенном пункте. С другой стороны, содержать широкую сеть здравоохранения весьма накладно. Поэтому требование Президента — хозяйский подход к делу. Как со школами, часть которых оказалось целесообразнее закрыть, а детей возить на занятия школьными автобусами.

Уделил Александр Лукашенко внимание и развитию местных ремесел. Собственно, с посещения районного Дома культуры он и начал свою поездку в Буда–Кошелево. Ознакомился с воссозданными деревянными ткацкими станками и уникальным рукотворным механическим аттракционом для детей — аналогом батлейки. И увидел в них нечто большее, чем просто историческую реконструкцию:

— Надо это возрождать. Никуда мы от этого не денемся. Возрождать надо отсюда, с этих городков, с их мастеров. Как крупицы в стране, их надо найти — и они потащат за собой других талантливых людей. Народное творчество нельзя потерять.

Внеплановое общение с местными жителями в центре города оказалось столь тесным, что через окружившую Александра Лукашенко толпу буда–кошелевцев было не под силу пробиться даже вездесущим журналистам. Когда повысят пенсии, появится ли новый пешеходный переход через железную дорогу и откроется ли баня — вот то немногое, что удалось расслышать. А еще — не раз звучавшие слова искренней благодарности за мир и спокойствие в нашей стране.

Фото: БЕЛТА

Руководитель страны заглянул в гости и в одну из семей Буда–Кошелево. Здесь Виктория и Алексей Новиковы растят десятерых детей, семь из которых — приемные. Этому детскому дому семейного типа Президент сделал шикарный подарок — мини–трактор с набором прицепного сельхозинвентаря. Кстати, рождаемость в районе не только растет, но и опережает среднеобластной показатель. Не потому ли, что порядок на земле здесь — не просто благоустройство?

В ходе посещения Буда–Кошелево Президент ответил на вопросы журналистов. Моих коллег интересовало мнение Александра Лукашенко про:

Саммит «Восточного партнерства» в Брюсселе

— Все мои международные поездки, все мои командировки планируются на год вперед, и они увязываются с внутренними мероприятиями. Когда мы планировали это мероприятие, мы знали, что саммит состоится в конце ноября в этот день. Тогда никаких приглашений не было, и мы запланировали туда визит министра иностранных дел еще за полгода до саммита, может быть, и раньше. А уже ближе к саммиту почему–то вдруг Европейский союз пожелал видеть там Президента Беларуси. Спасибо им за это, что они наконец поняли, что без Беларуси не может быть Европы. Но с той повесткой дня, с тем, что там, в Брюсселе, происходит, министр всегда справлялся и справится на этот раз.

О смертной казни

— Я не могу отменить самолично решение, которое принял народ. Если мы захотим это сделать, то надо вынести этот вопрос на референдум. Но если мы сегодня вынесем вопрос о смертной казни на референдум, мне не надо вам рассказывать, вы знаете, какой будет результат. Встречаясь с главой МИД Германии, я ему также сказал: если у вас, у немцев, сегодня выносить этот вопрос на референдум, то при той террористической атаке, которой подвергается Европа и многие страны мира, знаете, какой будет итог. Ведь народ видит, каким это сильным тормозом может быть для некоторых бешеных голов. Поэтому я ему говорю, что скоро европейцы, может быть, будут изучать наш опыт.

Ситуацию с украинскими шпионами

— С Президентом Украины Петром Порошенко мы договорились не предавать это дело огласке. Но они подняли гвалт, все было выплеснуто в средства массовой информации. Что мне оставалось делать? Я отменил свое решение и сказал выложить кое–какие факты в СМИ. Чтобы люди понимали, что мы не нагнетаем обстановку в отношениях с Украиной. Тот человек (задержанный с поличным Павел Шаройко. — Ред.) признался, где работал, как работал... Я этого полковника, который работал под прикрытием журналиста, понимаю. Многие государства так себя ведут — под прикрытием журналистов, дипломатов работают разведчики. Я уже с этим сталкивался много раз. Но как понять белоруса, который за копейки работал на иностранную, пусть даже и не совсем чужую, разведку?

Производство электромобилей на заводе «БелДжи»

— Нам надо их производить. Я рассчитываю на китайцев, что они на Geely параллельно вместе с нами смогут создать электромобиль. И специалисты Национальной академии наук уже серьезно работают над этим автомобилем. Самая большая сложность — создать батарею, заряда которой хватило бы на 500 — 600 км при скорости 100 км/ч. И мы это сделаем — с китайцами или сами. Но хотелось бы с Китаем. Мы открыли новое производство, и надо параллельно делать электромобиль.

Внешнеполитические приоритеты Беларуси

— Сегодня Беларусь — как тихая, спокойная, достойная страна, своего рода спонсор безопасности на европейском континенте — востребована в самой Европе. Мы это видим, мы это слышим, мы это ценим. И всегда будем идти навстречу интересам европейских государств, если перед нами не будут ставить вопрос (как это было раньше, сейчас уже нет): вы с Россией или вы с Европой? Я на такие вопросы даже не отвечаю. В России живут наши родные братья. Хорошие они, не очень, плохие — братьев не выбирают. Мы, может, тоже чем–то им не нравимся. Но мы родные. Мы будем дружить и работать с Европой, но Россия для нас святое.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter