Продолжаем размышлять о той молодости, которая — знаем мы ее или нет — подрастает себе рядом с нами

Превозмогая себя


Сегодняшнее #родительскоесобрание, как и обещали, давайте посвятим разбору вот какой коллизии.

Что при разговоре с молодежью требуется терпение — об этом знает каждый, кто пытался разговаривать. Но это же обоюдный процесс, комплементарный и реципрокный! Есть ли оно, это терпение, у самих школьников, выпускников‑абитуриентов, студентов, работающей молодежи? Хороший вопрос, правда?

РИСУНОК ОЛЕГА КАРПОВИЧА


«Молодость ценит родину настолько, насколько мы ее научим. А чил, кайф и хайп — насколько ее научит интернет. Западный, англосаксонский. Терпение же современной молодежи не свойственно ни разу. Она и агриться на дискомфорт (или то, что считает таковым) будет мгновенно, и слинять готова от любого жизненного ветерка» («Дойдет — не дойдет», 10.01.24, «СБ. Беларусь сегодня»).

Сегодня рассмотрим случай из практики «Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Совет) — вполне себе серьезного органа, если кто не знает, существующего в наших учреждениях образования.

На заседание Совета в одной гимназии был приглашен ученик старшего класса. Причина: «Забил на учебу, по оценкам съехал, прогуливает, конфликт с учителем, за четверть ноль вырисовался». И вот Совет его песочит‑песочит, корит‑пристыжает, а ему хоть бы хны: «Ну, будет неуд и будет; ачётакова; отстаньте от меня; встать, когда со мной разговаривают? не встану, и все!» У состава Совета из ушей и ноздрей потихоньку пошел дымок: «Как так, это что за воспитание, ай‑ай‑ай, да мы, знаешь, что сделаем?..» — в общем, чуть было не отвлеклись тети и дяди от основной темы.

И неизвестно, чем бы то заседание закончилось, но один родитель (внешне все еще похожий на пацана, бывают такие типажи) взял стул, сел рядом и сказал ему:

— Не хочешь вставать — сиди, я тоже не особо горю желанием стоять перед тобой. Ты, милок, видимо, нас всех не сильно‑то любишь, собрались тут дядьки и тетки, хотят от тебя чего‑то, время твое драгоценное отнимают?

— Да, — говорит, — в точку.

— Я тоже не в восторге, что свое личное время на тебя трачу, — продолжил член Совета. — Учителем я не являюсь, сотрудником инспекции тоже, быть здесь меня никто не заставлял, так что мы на одной с тобой волне. И раз уж так нас судьба свела, то даю бесплатный совет, а воспользуешься ты им или нет, решай сам.

Тезисы дальнейшего спича были таковы: «Не нравится тебе препод твой, да и вообще с фига ли ты преподу что‑то должен, думаешь ты? — Ага. — Ну, уважать учителя такого лба здорового уже никто не заставит, если мамка с папкой не научили. Но подумай, мил человек, о том, что не преподу от тебя что‑то нужно, а именно тебе от него. Конкретно тебе — и только тебе! — нужно: не завалить аттестат, не отчислиться, не остаться на второй год».

Отсюда вывод: смолоду учись разделять личные отношения и деловые. Ты считаешь, что 100 раз прав, а учитель 100 раз неправ? — а возьми пересиль себя и первым сделай шаг, чтобы конфликт загладить. Подойди да скажи, мол, простите меня, маленького заср@нца, был неправ, пусть даже сам и будешь продолжать думать иначе.

— Да не нужен мне этот предмет, не пригодится он мне в будущем. И ходить я на него не буду!

— А тебе не предмет нужен, а хотя бы «госоценка» по нему. Вот и подумай, что лучше: сейчас потратить час в неделю, ходя на уроки, — либо продолжать упорствовать, получить неаттестацию, похерить надежды не то что на универ, но и даже на хабзу… Зато в своих глазах выглядеть молодцом, мол, не прогнулся.

Когда пацан услышал про то, что важно и выгодно лично ему (даже чуть позже, когда осознал услышанное), стал кивать, соглашаться… в общем, этот вопрос повестки дня Совет решил и пошел по пунктам дальше.

А пацан пошел домой — возможно, «продолжая думать иначе». А возможно, и нет.

Как вам, современно выражаясь, такой кейс?

* * *

И в продолжение, пока вы думаете и готовите свои — случаи, дополнения, мнения, возражения.

«Ценности социального государства — это вопрос качества жизни людей, — подчеркнул недавно ­Президент и расширил. — Духовная сфера, экономическое благополучие, социальная справедливость — все здесь взаимосвязано».

Как говорят знающие люди: «В 2021 году в айтишке все перло так, что просто клондайк был». Почему? Восстановились после ковида плюс вернулся отложенный спрос на то, что в 20‑м не сделали, — вот и «перло неподетски».

Заодно прикиньте, сколько молодых и не очень граждан сбили с панталыку наши невероятные, призывая в 20‑м, мол, кидайте свой МАЗ (подставьте любое название госпредприятия), мы его все равно закроем как неперспективное. Идите переучивайтесь в IT! Хоть со слесаря, хоть из опер­уполномоченного, хоть будучи вагоновожатой, — IT ждет вас, мы поможем! (типа рядом постоим).

И вот, продолжают знающие люди, «в 2021 году начали приходить вчерашние студенты и с порога заявлять: «хочу попиццот» — то бишь 500 баксов с ходу, на испытательный срок».

По моим наблюдениям, наша молодежь все еще не до конца знает, не втемяшили мы ей, не довели сострадательные родители до внутреннего понимания простую вещь. Минимум полгода (а где и год, а в медицине, скажем, — и все два‑три) в этакого ценнейшего и перспективнейшего нового с иголочки сотрудника придется только вкладывать: и зарплату платить, и все сопутствующие расходы нести (рабочее место, бухгалтерия, головной офис, отдел кадров и т.д.), и опытного человека на обучение отвлекать, и переделывать за ним… Так везде — что в IT, что на озеленении города. И только в лучшем случае через полгода молодого‑молодую можно будет поставить на самостоятельную работу, не присматривать, не страховать и не перепроверять.

«Не действовали эти доводы от слова совсем, — качают головой бывалые айтишники, — хочу здесь и сейчас, и все тут. Ну — хоти. Рыночек хоть и прет, но попиццот тебя зеленого никто не возьмет». И молодые не верили, и уходили искать счастья дальше… «А рыночек тем временем все порешал, сейчас просят: возьмите хоть за сколько, хоть за еду».

Они, те айтишники, что так говорят, — они не злорадны, они такие же, как и мы с вами, они тоже родители. Это наши с вами дети искали, где полегче да побольше, бегали от трудностей, метались в поисках обещанной халявы…

А кое‑кто и пошел «шатать рыжым» — многие, если глубоко копнуть, от нетерпения. От желания всего, сразу и здесь. Им красногубые сказочницы на дудочке играли, что, как свалим, так и сразу, — и были те, которые повелись. Наши с вами дети повелись — и соседские, и с одного класса‑курса с нашими, и с той комиссии, где мы не стали с ними спокойно по‑взрослому разговаривать.

У них никогда не будет терпения — так устроен мир, они на то и дети. И разговаривать (может так случиться) будет не с кем или некогда. Потому для взрослых выход один: сделать так, чтобы не было причин терпеть. Как? — ну давайте придумаем, мы на то и взрослые.

У людей не должно быть причин терпеть. Можно даже и так: люди не должны обращать внимания на такие «причины», как бы ни старались их раздуть наши беглые экстремисты. А они будут о‑очень стараться, они уже потихоньку из штанов лезут.

Плюс: «Молодым надо рассказать, надо показать, чтобы они ценили нажитое нашим трудом», — слова Александра ­Лукашенко в храме Иоанна Предтечи. Ведь у нас с вами, взрослых, сейчас — именно сейчас! — есть шанс оставить своим детям и внукам неплохое наследство. Есть наконец‑то возможность вытолкнуть их на более высокую, более качественную орбиту жизни («Миром прошу», 01.02.23, «СБ. Беларусь сегодня»).

Вот, если хотите, сверхзадача на Год качества. Год есть у нас с вами, чтобы выйти на новый уровень, превзойти себя.

Если мы взрослые — должны смочь.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter