Представитель Беларуси на заседании посткома ОБСЕ опроверг фейки по инциденту с рейсом Ryanair

Беларусь категорически не согласна с выводами итогового доклада ИКАО и резолюцией Совета ИКАО от 18 июля, так как доклад основан на неполной информации. Об этом в рамках заседания Постоянного совета ОБСЕ заявил советник Постоянного представительства Беларуси при ОБСЕ Денис Довгалев в ответ на заявление делегации ЕС на заседании Постоянного комитета ОБСЕ, сообщают в МИД Беларуси.

Фото  БЕЛТА

Дипломат отметил, что белорусская сторона не планировала отдельно поднимать вопрос о вопиющей несправедливости и предвзятости, связанных с рассмотрением в рамках Международной организации гражданской авиации (ИКАО) доклада об инциденте с рейсом Ryanair FR4978. Позиция Беларуси, ее доводы подробно изложены в документе, который был распространен 27 июля под номером SEC.DEL/331/22. "Тем не менее, раз уж Европейский союз решил привлечь внимание к этой теме, мы также воспользуемся этой возможностью, чтобы прокомментировать ряд ключевых аспектов этого дела", – сказал Денис Довгалев.

"Беларусь категорически не согласна с выводами итогового доклада ИКАО и резолюцией Совета ИКАО от 18 июля. Доклад основан на неполной информации –это отмечается в самом документе, он содержит массу пробелов и нестыковок. В частности, отсутствуют данные о допросе пилотов, а ведь именно они принимали решение о посадке в аэропорту Минска, а не Вильнюса после получения сообщения о потенциальной угрозе взрыва на борту. Почему пилоты фактически допустили уничтожение аудиозаписей переговоров в кабине самолета во время принятия этого решения? Это момент крайне важный для понимания всего инцидента, который мог бы многое объяснить", – отметил дипломат.

Кроме того, многие ключевые страны, имеющие непосредственное отношение к инциденту, отказались предоставить информацию об инциденте не только органам расследования Беларуси, но и рабочей группе ИКАО. Документ основан только на той информации, которая успела поступить на момент его опубликования. Об этом говорится в самом докладе.

"И наоборот, Беларусь передала в ИКАО важную письменную информацию о показаниях авиадиспетчера, но рабочая группа не учла эти показания в итоговом докладе. Разве это не прямое свидетельство попыток подогнать итоги расследования под заранее вынесенный эмоциональный политический вердикт, выгодный странам ЕС и США? – поставил вопрос белорусский дипломат. – Еще один важный аспект: в выводах рабочей группы ИКАО вообще не упоминаются некие "высокопоставленные чиновники Беларуси, повлиявшие на принудительную посадку рейса в Минске". Из каких источников такой вывод появился в резолюции Совета ИКАО и далее в грозных заявлениях ЕС, в результате каких манипуляций это стало возможным, можно только догадываться. Это фейк номер один".

Кроме того, обращено внимание, что центральный элемент итогового доклада ИКАО – это показания некоего анонимного ключевого свидетеля, сделанные якобы им аудиозаписи переговоров в диспетчерской башне якобы доказывают виновность белорусских властей. Рабочая группа ИКАО утверждает, что показания так называемого ключевого свидетеля получены в результате его сотрудничества с польскими и американскими спецслужбами. Кто этот свидетель, существует ли такой человек, имеет ли он на самом деле отношение к инциденту, непонятно. Проверить достоверность записей, раскрыть детали, кто этот ключевой свидетель, ИКАО под давлением западных стран отказалась. «Версия о том, что указанное лицо сделало запись на смартфон, не выдерживает никакой критики: смартфоны проносить в диспетчерский пункт нельзя, но этот диспетчер-призрак будто знал, что в тот день телефон надо пронести –и не просто пронести, а включить запись», – подчеркнул Довгалев.

По его словам, можно только догадываться, кто этот человек. "Если речь идет о том минском диспетчере, который загадочно исчез после инцидента, выехав на отдых за пределы Беларуси, то у нас имеются обоснованные сомнения, что он давал показания добровольно, а не под давлением и принуждением. Мы всерьез опасаемся за жизнь и здоровье этого человека, поскольку всему миру известны способы дознания (а на самом деле бесчеловечное обращение и пытки), которые широко практикуются спецслужбами США и целым рядом их союзников", – отметил дипломат, призвав ЕС и США дать гарантии того, что этот человек жив и находится в безопасности.

"Повторим: запись, которую предоставили спецслужбы США и Польши, это обман и подделка. Манипуляция того же порядка, что и перформанс с пробиркой, устроенный на заседании Совета Безопасности ООН. Это фейк номер два",  сделал вывод белорусский дипломат.

Также констатировано, что в докладе ИКАО признается, что в воздушном пространстве Беларуси не было ни сопровождения, ни перехвата, ни принуждения к посадке рейса FR4978 военным воздушным судном. Именно командир рейса лично принял решение о посадке в Минске, хотя все инструкции указывали на то, что нужно садиться в ближайшем аэропорту, то есть в Вильнюсе. "Этот важный аспект – отсутствие принуждения к посадке со стороны белорусских военных – в докладе упоминается вскользь. Ведь это невыгодно сейчас подсвечивать, правда? После того как в прошлом году западные лидеры хором обвиняли белорусские власти в использовании боевой авиации для принуждения гражданского лайнера к посадке и использовали этот аргумент для обоснования своих санкций против всей авиационной отрасли Беларуси. Это фейк номер три", – сказал представитель Беларуси. Он напомнил, что это не первый доклад по "делу Ryanair", опубликованный ИКАО в 2022 году: "Коллегам из Европейского союза прекрасно известно, что был еще и январский доклад. Тот доклад также имел множество недостатков и пробелов, но все-таки содержал слишком много выводов в пользу версии белорусской стороны. Главный вывод, сделанный еще в январе: никакого перехвата воздушного судна не было. Еще раз обращаем на это внимание".

После публикации январской версии доклада ИКАО ни разу не обратилась к Беларуси за дополнительной информацией. Но при этом включила сомнительные показания свидетеля-призрака. «Тогда, в январе, коллеги из Европейского союза промолчали и не выносили этот вопрос на рассмотрение Постоянного совета. Почему? Надеюсь, всем понятно», – заметил дипломат.

Довгалев напомнил, что инцидент с рейсом FR4978 произошел 23 мая 2021 года, а через считаные дни ЕС принял драконовские меры в отношении белорусских авиакомпаний, включая национального авиаперевозчика "Белавиа", хотя авиакомпания ни имела абсолютно никакого отношения к инциденту.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter