Для эффективного производства не менее важно и настроение руководителя

Председатель Кормянского райисполкома Андрей Турук: «Таким почвенным потенциалом можно и нужно воспользоваться рационально»

Факторы, которые делают наш АПК успешным, всем известны: финансы, материальные ресурсы, кадры. Кто-то обязательно вспомнит погоду, которая постоянно ставит подножки. И каждый будет прав. Насколько важно настроение руководителя, понимание им сути дела — говорят в последнюю очередь. А ведь это обстоятельство во многом определяет, станет ли отрасль в каждом конкретном регионе бизнесом или нет.

Андрей ТУРУК назначен председателем Кормянского райисполкома недавно — прошло менее полугода. Понятное дело, о высоких показателях и саженных шагах говорить рано: ему еще предстоит выдержать испытание первой посевной и первой страдой. Сейчас куда важнее то настроение, с которым он берется за дело. Потому что работать в одном из успешных хозяйств Гомельщины, где ресурсов, финансовых и материальных, в достатке, — это одно. И совершенно другое — на скромных исходниках Кормянского района выстроить экономически эффективное производство. Почему скромных? Из 21 района области Кормянский по сельхозпоказателям находится даже не в середине — ниже.

— Андрей Васильевич, у вас интересная биография: в какой-то момент вы сменили акценты, решив связать жизнь не с медициной, а с сельским хозяйством. Почему?

— Действительно, после школы мечтал о профессии педиатра. Но, увы, не срослось. А так как очень хотелось быть полезным обществу, выбрал сельское хозяйство. На первый взгляд это может показаться странным. Однако медицина и агрономия находятся где-то рядом: в обоих случаях важно знать биологию. Разница лишь в объекте — люди или сельхозкультуры. К тому же с аграрной отраслью знаком с детства. Вырос в сельской местности: родом из деревни Загритьково Слонимского района. Отец проработал механизатором в колхозе более 40 лет. Стоит ли удивляться, что аграрная сфера все-таки взяла верх и я выбрал стезю агронома.

— Тем не менее первые шаги начинали в науке. Когда вы поняли, что работа в поле ближе?

— Да, работал в Щучинском зональном институте сельского хозяйства, потом на Полесской опытной станции. Но вскоре понял: научная деятельность — не мое. Вот и перешел от теории к практике, устроившись на работу в совхоз-комбинат «Заря» Мозырского района. Сначала специалистом по интенсификации растениеводства, потом главным агрономом. В принципе, так даже лучше: сначала занимаешься наукой, исследуешь проблемы в теории, а потом эти знания применяешь на практике.

«Заря» дала мне серьезный опыт. Но в какой-то момент пришло осознание: знаний накопилось столько, что пора их переложить на более крупные масштабы. Конечно, такие назначения меняют жизненные планы, так как приходят несколько неожиданно. Но подсознательно я был готов к такому повороту событий.

— Будем честны: район не из лучших и даже не середнячок. Вас это не испугало?

— Ситуация, которую довелось здесь увидеть, нисколько не удивила. Скорее, она была ожидаемой. По соседству с Мозырским — Наровлянский район, где совхоз-комбинат «Заря» арендует земли и получает весьма неплохой результат. А ведь Наровля серьезно пострадала от взрыва на ЧАЭС. Там масса проблем: и земли, загрязненные радионуклидами, и отсутствие квалифицированных кадров. Все это накладывает отпечаток на аграрную отрасль. С другой стороны, мы должны заниматься сельским хозяйством и давать результат — ликвидную продукцию. Мы научились эффективно работать даже при наличии скудных резервов, не жалуясь ни на какие обстоятельства. Так что закалку прошел заранее. И с назначением на новую должность иллюзий не питал.

— С чем связаны трудности в аграрной отрасли? Может, в ней работают случайные люди?

— Я не сторонник кардинальных перестановок, поэтому с моим приходом руководители сельхозпредприятий, а их у нас 7, остались на своих местах. По ряду причин. Во-первых, на работу в АПК очередь из желающих не выстраивается. Даже на директорское кресло. Во-вторых, я общался с каждым — они действительно специалисты, которые знают свое дело. Понимаете, нельзя считать людей некомпетентными лишь потому, что нет результата. Есть масса причин, которые влияют на итоговые показатели: насколько грамотно сформулирована задача, правильно ли расставлены акценты. В конце концов, надо найти подход к каждому. Важно уметь видеть в работниках положительные черты. Нельзя делать скоропалительных выводов, даже если с тобой дискуссируют: в споре рождается истина. Те руководители, специалисты, которые работают в хозяйствах, — нормальные, адекватные люди. Просто с одними легче, так как они вникают в суть технологий и заинтересованы в результатах в животноводстве, растениеводстве, — им нужно лишь подсказать вектор развития. А другие не сразу видят целесообразность предлагаемых мер. Но это вовсе не значит, что как специалисты они не состоялись. Таких нужно убеждать, если мы хотим наладить эффективное производство.

— Андрей Васильевич, что первично в формуле эффективности: технология, деньги или кадры?

— Однозначно ответить сложно. Кто-то скажет — технология. Но для ее соблюдения в том же растениеводстве или животноводстве нужны средства — на покупку оборудования, техники, семян, средств защиты растений, ветпрепаратов. Только и это ровным счетом ничего не значит, если работать некому.

В какой-то степени нам повезло: в этом году по программе преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС район получил 66 единиц техники и еще 47 — по лизингу. Это серьезное подспорье. Что касается кадров: их немного, но они есть. Если трудоустраиваются, то и корни пускают. Уезжают редко. В какой-то мере сыграла положительную роль относительная удаленность крупных городов.

— Только вот итоги 2018-го не обнадеживают. Раньше они были выше и в растениеводстве, и в животноводстве.

— В 2019-м по району намолотили около 25 000 тонн зерна. Не сработали ни по рапсу, ни по зерновым колосовым, ни по кукурузе. В то же время в совхозе-комбинате «Заря» получили 33 тысячи тонн зерна кукурузы, зерновых — 13 700, рапса (урожайность около 40 центнеров) — 1900. Сравнивать, может, не совсем правильно ввиду разных условий. Но не достигли задач, поставленных в растениеводстве, не столько из-за того, что год неблагоприятный, — неправильно искать виновных в собственных просчетах. Просто никто не пытался анализировать ранее допущенные ошибки.

Хотя ситуация несколько удивительна. Удобрениями наши хозяйства обеспечены. Балл пашни — 33. Восемьдесят процентов земель — супеси, подходящие для выращивания люцерны, клевера, пшеницы. То есть имеем почвенный потенциал, о котором мечтают многие. Другой вопрос: почему не пользовались им рационально? Это важный сигнал, чтобы пересмотреть принципы организации производства и подтянуть технологию. В противном случае и дальше будем получать то, что имеем сегодня.

— Значит, главная ставка на растениеводство? Претерпит ли изменения структура посевных площадей?

— Баланс культур соблюден, кардинально перекраивать ничего не стоит. Единственное, главный акцент сделаем на озимый клин, который влагу использует быстрее и более продуктивно, устойчив к весенним и летним засухам, да и отдача выше. Активнее станем внедрять засухоустойчивые культуры — сорго сахарное, пайзу. Даже в экстремальных условиях они дают стабильный урожай.

Первые результаты получим уже в следующем году: под будущий урожай обновили семена зерновых колосовых. Только за счет них планируем прибавку в пределах 10 центнеров с гектара. Серьезно подойдем к выращиванию кукурузы на зерно.

Относительно обработки почвы также есть собственные технологические наработки, которые позволят в условиях засухи минимизировать потери урожая. В частности, там, где позволит ее структура и состояние, начнем практиковать безотвальную обработку.

Почему именно растениеводство? Эффект получим быстрее. В животноводстве с показателем 9 килограммов молока от коровы и суточным валовым надоем 62 тонны по району хвастаться нечем. Работа предстоит более чем кропотливая. Пересмотреть кормовую базу, проанализировать деятельность зоотехнической и ветеринарной служб, выявить слабые звенья, которые больше всего подвержены влиянию человеческого фактора. Сейчас работаем с каждым хозяйством индивидуально, чтобы максимально задействовать все резервы. Они есть: достаточно сказать, что экстрой идет лишь пятая часть всего молока. Товарность — 88 процентов. Как только вытянем качество и максимально уйдем от первого сорта, будет совершенно другая экономика. Потом и надои начнут расти, появится хорошая выручка, оборотные средства. Вот шаги к экономической эффективности. Но это работа не одного дня.

— Андрей Васильевич, три из семи сельхозорганизаций попали под действие Указа № 399. В чем, на ваш взгляд, главная причина их неустойчивого финансового положения?

— Главная проблема в этих организациях — нехватка оборотных средств. Да, все наши хозяйства работают с прибылью. Только неправильно отказываться от поддержки со стороны государства. Отсрочка и последующая реструктуризация задолженности, предусмотренные Указом № 399, помогают выходить на более уверенные позиции, так как отпадает надобность прибегать к дополнительным долговым обязательствам.

Например, в КСУП «Дубовица» и зарплату платят вовремя, и удой от коровы самый высокий в районе — 14,5 килограмма. Но есть проблема с оборотными средствами: большая их часть идет на погашение ранее взятых кредитов для приобретения пестицидов, семян. В результате на текущую деятельность мало что оставалось. Если все пустить на самотек, хозяйство быстро сдаст позиции. Сейчас наблюдаем противоположную ситуацию: как только организация подпала под Указ № 399, наметилась положительная динамика. Три года (период отсрочки) достаточно, чтобы нарастить объемы производства и пересмотреть технологию.

Больший выход качественной продукции позволит увеличить зарплату в отрасли. Пока что средняя — 581 рубль. Негусто. Но рост зарплаты не должен опережать производительность труда. Нужно зарабатывать деньги, а не проедать их. Для этого необходимо выработать взвешенный подход. Бросаться в крайности в условиях ограниченных возможностей несколько легкомысленно. К счастью, наши люди это понимают и, что важно, настроены на серьезную работу.

syritskaya@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter