По ходу «Дакара» экипажи «КАМАЗ8Мастера» и «МАЗ8СПОРТавто» не раз приходили на помощь друг другу. Как сказал руководитель камазовцев Владимир Чагин (третий слева), для братских команд это нормально.
По отзывам самих участников, «Дакар–2018» стал едва ли не самым сложным и непредсказуемым за всю историю проведения автомарафона. Трудно припомнить, когда еще до финиша не добиралось столько фаворитов. Хотя, глядя на генеральную классификацию в классе грузовиков, так вроде и не скажешь. Николаев выиграл главный приз «Золотого бедуина» третий раз подряд и четвертый в карьере. Другое дело, что несколько раз даже он был на волоске от досрочного схода. У его «КАМАЗа» то сцепление ломалось, то редуктор. На одном из этапов грузовик Николаева и вовсе лег на бок. Так что чемпионство российского гонщика хоть и ожидаемое, но по–настоящему выстраданное.
А вот появление на пьедестале Вязовича можно смело называть прорывом. До сих пор еще ни разу белорусским экипажам не удавалось попасть в тройку сильнейших.
— На старте мы особых планов не строили, хотели попасть хотя бы в топ–5, чтобы улучшить результат прошлого года, — рассказал Сергей Вязович корреспонденту «СОЮЗа». — Что чувствовали, когда стали вторыми, описать трудно. Какие–то мысли скорее были не на финише, а по ходу всего последнего этапа. Он шел через горы с обрывами, можно было проколоться, могла сломаться техника. Но когда пересекли линию финиша, словно рюкзак с камнями упал с плеч. Очень боялись упустить второе место, потому что понимали, что за нас болеет завод и вся страна.
По словам пилота, чертовское везение, которое сопутствовало его экипажу, иногда граничило с чудом. На одном из этапов грузовик Вязовича упал на левую сторону. Однако экипажу своими силами удалось раскачать машину и поставить ее на колеса. «Такого не бывает. После этого мы просто обязаны показать хороший результат, сказали мы друг другу», — вспоминает Вязович.
Впрочем, одного везения для успеха могло и не хватить. На восьмом этапе «МАЗ» Вязовича застрял в боливийских солончаках: выбираться оттуда экипаж мог часами. Но на помощь пришел камазовский экипаж Антона Шибалова.
— Вообще у нас с «КАМАЗом» было много моментов с взаимовыручкой по ходу этого «Дакара». Например, на другом этапе мы помогали Антону Шибалову тушить его грузовик. Но этот момент ценен тем, что здесь была борьба за подиум. Я шел на третьем месте, Айрат Мардеев — на четвертом, и «КАМАЗ» мог воспользоваться моей аварией, но не стал. Шибалов в итоге провозился с нами 15–20 минут. Я потом ходил к руководителю «КАМАЗ–Мастер» Владимиру Чагину, поблагодарил за помощь и получил в ответ: мы братские команды и должны помогать друг другу, все нормально.
Два других экипажа команды «МАЗ–СПОРТавто» Алексея Вишневского и Александра Василевского на первый взгляд выступили не столь удачно, заняв 12–е и 13–е места. Но так может показаться только непосвященному человеку.
— Мы рассчитывали на попадание в топ–10 всех трех грузовиков, — резюмировал Вязович. — Но главное, что у нас получилась хорошая командная работа на всех спецучастках, что раньше не всегда удавалось. Все грузовики ехали в одной скорости. Если кто–то попадал в беду, другие довольно быстро ему помогали. И это было здорово.
Илья Соболев
sobolev@rg.ru