Новый нормативный акт позволяет устранить правовые лакуны и усилить безопасность страны и ее граждан

Правовые уроки августа

На днях Президент подписал Закон «Об изменении законов по вопросам защиты суверенитета и конституционного строя». За этой сухой и по‑военному строгой формулировкой — важнейший нормативно‑правовой акт. Он подробно регламентирует реакцию государства и общества на возникающие угрозы национальной безопасности.

Системное совершенствование

Противники действующего строя в качестве одного из главных своих пропагандистских штампов используют утверждение о якобы наступившем «правовом дефолте». Само это определение крайне неудачно с терминологической точки зрения, поскольку дефолт означает отказ государства от выполнения своих обязательств. В нашем случае мы наблюдаем совершенно обратную ситуацию. События лета — осени прошлого года привели к активизации усилий различных государственных институтов по правовому обеспечению деятельности в условиях возникновения новых вызовов и угроз. Проводится системная работа по совершенствованию законодательства. Это и целый пакет законов, принятых весной текущего года по противодействию реабилитации нацизма, усилению борьбы с экстремистской деятельностью, регулированию работы СМИ. И конечно же, Декрет от 9 мая 2021 года № 2 «О защите суверенитета и конституционного строя».

Следует упомянуть и заметное усиление роли Совета Безопасности по координации деятельности различных государственных органов. Завершится этот процесс существенного обновления отечественного законодательства разработкой проекта новой Конституции. Хотя вряд ли можно вести речь о завершении. Правовая сфера при всей своей консервативности должна быть адаптивной и чутко реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Армия — на страже безопасности народа

Новый нормативный акт позволяет устранить те правовые лакуны, которые имелись в законодательстве и стали очевидны в условиях острой фазы борьбы за Беларусь в августе прошлого года. Скажем, вопрос о применении Вооруженных Сил. У нас широко распространено мнение (и до последнего времени оно полностью соответствовало положению дел), что армия задействуется только при возникновении явной внешней угрозы, то есть с началом вооруженной агрессии иного государства. Однако сейчас наша страна столкнулась с гибридной войной, когда открытое нападение заменяется совокупностью иных действий, направленных на подрыв в том числе и военной безопасности. Поэтому меняются и задачи по привлечению Вооруженных Сил, в частности для борьбы с терроризмом, охраны общественной безопасности, пресечения массовых беспорядков. Вспомните тот же август прошлого года.
Стоило военным совершить символическое действие — взять под охрану исторические мемориалы, связанные с Великой Отечественной войной,  как это охладило пыл очень многих из тех, кто мечтал через уличную стихию захватить власть.

На чрезвычайный случай

И здесь необходимо опровергнуть еще несколько фейков, которые гуляют в последнее время. Будто этот закон — прямая реакция на покушения на Григория Азарёнка и Олега Гайдукевича. Во-первых, подобные нападения, к сожалению, были и раньше. Во-вторых, работа над поправками заняла достаточно длительный период. В ней участвовала большая группа экспертов при координирующей роли Государственного секретариата Совета Безопасности. Это не сиюминутная реакция на новые вызовы. Хотя имеющая место радикализация отдельных граждан, склонных к экстремистской деятельности, — дополнительное доказательство своевременности нового закона.

Конечно, не следует ожидать, что сразу после его принятия введут чрезвычайное положение, как утверждают некоторые. Ситуация этого вовсе не требует. Совсем наоборот, в настоящее время мы переживаем период нормализации политической обстановки.
Это закон на чрезвычайный период. Четко проработанный алгоритм последовательных действий. Граждане, политические партии, общественные организации должны четко понимать, когда политические дискуссии уместны и даже жизненно необходимы, а когда они должны быть отложены в сторону до лучших времен.
Речь идет о возникновении угрозы национальной безопасности. И здесь государству принадлежит монопольное право определять по имеющимся индикаторам момент возникновения такой угрозы и запускать в действие механизм ее нейтрализации. В этом случае главное — мобилизация всего общества вне зависимости от политических взглядов, идеологических воззрений на защиту независимости и суверенитета. И опять-таки эту работу будет проводить государство. Но общество должно знать конкретные показатели, при которых возникает подобная необходимость, те меры, которые будут предприняты, и продолжительность такого периода. Именно на эти вопросы и отвечают разработчики закона.

Мы имеем дело с нормативно-правовыми актами, регулирующими действия в различных сферах в условиях чрезвычайного положения.
То, что государство взяло на себя обязанность разработки и принятия подобных документов, — свидетельство ответственности перед обществом.
И здесь вполне уместно оговориться, что наша задача (далеко не одних только силовых ведомств) — сделать все возможное, чтобы эти законы так и остались «на всякий случай».
 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter