Право выбора — действенный рычаг

Что еще необходимо совершенствовать в законе об адвокатуре?

Новые шаги белорусской адвокатуры

Этот год стал во многом знаковым для белорусских адвокатов. В апреле вступил в силу Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь». Он ввел адвокатскую монополию на представление интересов клиента в суде, позволил адвокатам создавать новые формы деятельности. В целом белорусский закон признан международными экспертами самым прогрессивным на пространстве СНГ. Как он реализуется на практике? Что изменилось в работе самих адвокатов и какие моменты в законе, по их мнению, требуют дальнейшего совершенствования? На эти и другие вопросы отвечает председатель Республиканской коллегии адвокатов Виктор ЧАЙЧИЦ (на снимке).

— Виктор Иванович, какие изменения в законе, на ваш взгляд, наиболее результативно отразились на работе белорусских адвокатов?

— В первую очередь в новой редакции закон четко определяет принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности. Появилась реальная возможность создания новых организационных форм адвокатской работы. Закон дает адвокату право выбора: то ли это будет юридическая консультация, то ли адвокатское бюро или индивидуальная практика. При этом, выбирая форму для организации своей деятельности, адвокат в любом случае должен оставаться членом территориальной коллегии адвокатов.

Важным и ощутимым изменением можно назвать и то, что адвокаты стали самостоятельными плательщиками в Фонд социальной защиты населения при Министерстве труда и соцзащиты. Сейчас они сами определяют размер отчислений в коллегию адвокатов. При этом было принято решение подходить к данному вопросу дифференцированно. Предполагалось, что в районных центрах адвокатам сложнее найти клиента и заработать, чем, к примеру, в Минске, поэтому и отчисления у этих адвокатов должны быть меньше. Однако, несмотря на то, что сами адвокаты в связи с этими изменениями выиграли, коллегии в свою очередь как юридические лица на первом этапе несколько проиграли. Дело в том, что взнос на содержание коллегии изначально был определен в минимальном размере. В итоге такие моменты, как материально-техническое развитие коллегии, повышение квалификации адвокатов, реклама их деятельности, не были учтены должным образом. Радует, что сегодня большинство адвокатов высказываются за совершенствование коллегии.

Положительным моментом действия нового закона можно назвать и то, что адвокатам было предоставлено право создавать новые адвокатские формы. Так, на сегодняшний день уже работают 11 адвокатских бюро, а 33 адвоката — индивидуально.

— Можно ли говорить о том, что после вступления в силу нового закона такая форма адвокатской деятельности, как адвокатские бюро, сегодня наиболее востребована?

— Нет, все-таки большинство адвокатов работают в юридических консультациях. Должен отметить, что до вступления в силу закона многие адвокаты как раз и планировали организовать бюро или вступить в него. Однако на практике оказалось, что не все готовы к такому решению, в том числе и материально. В первую очередь потому, что содержать бюро непросто, нужно найти помещение, самостоятельно решать вопросы аренды, оплачивать работу технического персонала, вести бухгалтерию и все делопроизводство. В итоге, просчитав все затраты и соизмерив их со своими возможностями, очень многие адвокаты все-таки решили остаться в юрконсультациях.

— Насколько востребованы сегодня адвокатские бюро у клиентов?

— Прежде всего востребованы те адвокаты, которые качественно работают. Так было вчера и так будет завтра. Но востребованы сегодня, конечно, и адвокаты, работающие в бюро. К ним в основном обращаются юридические лица, которые желают, чтобы по их вопросам работала команда, а не один адвокат. В бюро, как правило, объединились адвокаты, которые ранее трудились в одной консультации, а также юристы-хозяйственники, которые в соответствии с новым законом имеют возможность прийти в адвокатуру. Это, как правило, те люди, которые имели стаж работы в качестве юриста-лицензиата не менее трех лет.

Можно сказать, что сегодня востребованы все бюро, которые уже существуют в стране, а это брестские «ПравоВиК», «Тарасюк, Игнатюк и партнеры», а также бюро Минской коллегии адвокатов — «Право и семейная медиация», «Адвокат Альянс», «Петрашевич и партнеры», «Право и спорт», «Недвижимость и предпринимательство».

Если говорить о перспективах развития адвокатских бюро в Беларуси, то, на мой взгляд, будущее у них есть. Адвокатское бюро — это, как правило, немногочисленная организация. В ней единой командой представлены от 2 до 10 адвокатов. Они принимают какое-то одно дело и вместе работают над ним. В таких случаях дела рассматриваются более оперативно. Здесь меньше вероятности что-то упустить или недоработать, так как в дело вовлечены сразу несколько профессионалов. Поэтому со временем именно эта организационная форма будет, скорее всего, пользоваться популярностью в Беларуси. К тому же, если обратить внимание на работу коллег в других странах, там также приоритет отдается работе адвокатов в команде.

Однако следует заметить, что адвокатские бюро в Беларуси ни в коем случае не заменят существующие юридические консультации. Граждане же по-прежнему будут обращаться к адвокатам юридических консультаций, где коллеги также могут объединяться и работать над каким-то делом командой.

— Через год после вступления в силу новая редакция закона лишает юриста-лицензиата права представлять интересы субъектов хозяйствования в суде в случае, если юристы-хозяйственники не пополнят ряды адвокатов. Насколько известно, пока юристы-лицензиаты не активно переходят в адвокаты. Чем бы вы это объяснили и что, на ваш взгляд, сдерживает юристов-хозяйственников?

— Скорее всего, юристы-хозяйственники пока выжидают, потому как время до апреля будущего года у них еще есть. Напомню, что по новому закону в течение трех месяцев они могут пройти стажировку и стать адвокатами. Правда, это касается тех юристов-хозяйственников, у кого имеется стаж работы более трех лет. Если же говорить о юристах-лицензиатах, не имеющих такого стажа, то, вероятно, они просто не хотят работать в качестве адвоката. Дело в том, что в новом законе об адвокатуре четко указано, что получивший лицензию адвокат не имеет права параллельно заниматься предпринимательской деятельностью. Этот момент наверняка останавливает многих юристов-лицензиатов от решения перейти в адвокаты.

Кстати, распространяется такое мнение, что мы якобы не принимаем сегодня юристов-хозяйственников на стажировку. Хочу подчеркнуть, что это совершенно не так. Дело обстоит следующим образом: если кто-то из юристов-хозяйственников, имеющих небольшой стаж юридической деятельности или только получивших лицензию, приходит на стажировку и при этом настаивает в дальнейшем на работе в юрконсультации только города Минска, то, конечно, в этом случае мы объясняем, что такой возможности может и не быть. Но востребованность в адвокатах на местах, в районных центрах, безусловно, есть. Если юрист-лицензиат с небольшим стажем работы переходит к нам в адвокатуру и готов потом ехать работать в какую-то районную юрконсульцию, где адвокатов не хватает, мы будем рады принять его в наши ряды.

Кроме того, учитывая тот факт, что вопросов по возможности перехода в адвокаты все-таки у юристов-хозяйственников сегодня много, РКА совместно с Министерством юстиции проведет 14 декабря (о времени и месте будет сообщено дополнительно, в том числе на сайте РКА, после уточнения списков участников) совещание с участием юристов-лицензиатов, на котором желающие смогут получить ответы на вопросы, касающиеся перехода юристов-хозяйственников в адвокаты.

— В соответствии с законом адвокаты также могут выступать примирителями в примирительной процедуре, медиаторами в медиации или третейскими судьями при рассмотрении дел третейскими судами, проводить правовую оценку документов. Насколько уверенно чувствуют сегодня себя адвокаты в этих областях?

 Все эти направления также не являются новыми для адвокатов. Например, в роли третейского судьи адвокат имел право выступать и в соответствии со старым законом. В новой редакции просто более четко прописаны все эти формы. Кроме того, нельзя забывать, что адвокаты практически каждый день сталкиваются с судебными процессами. Во всем мире принято считать, что из профессионального адвоката вырастает профессиональный судья.

На мой взгляд, адвокаты быстрее других смогут обучиться мастерству медиации. А с учетом того большого количества споров, которые существуют сегодня между субъектами хозяйствования, и длительности судебных процессов рано или поздно хозяйственники оценят пользу обращения именно к медиаторам.

Кстати, постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда утвержден перечень внесудебных медиаторов, которые прошли стажировку в Центре разрешения конфликтов при ОО «Белорусский республиканский союз юристов». Здесь весьма успешно работают сегодня и адвокаты. Всего в настоящее время около двадцати белорусских адвокатов имеют статус медиаторов, все они прошли соответствующую подготовку, и многие из них уже успешно практикуют.

Кроме того, на одном из последних заседаний исполкома Союза юристов была утверждена программа подготовки медиаторов из числа адвокатов. Это программа дополнительного образования, цель которой — формирование базовых знаний о коммуникации, управлении конфликтом, технологии переговоров и процедуре медиации. Программа предполагает чтение лекций, проведение практических занятий, тренингов. Освоение данной программы является первым этапом в подготовке тех, кто претендует на присвоение статуса медиатора.

— В каких областях адвокатская помощь в Беларуси сегодня особо востребована, в каких направлениях адвокаты могли бы проявить себя более ярко?

— На сегодняшний день чаще всего белорусские адвокаты востребованы в процессах по уголовным делам, связанным с бытовыми преступлениями. Нередко они представляют интересы сторон по гражданским и хозяйственным делам. Наша мечта заключается в том, чтобы уголовных дел было как можно меньше, а по всем гражданским вопросам люди обращались к адвокатам еще до того, как совершат какое-либо действие. К сожалению, у нас по-прежнему часто обращаются за адвокатской помощью только тогда, когда уже что-то случилось и человек сам не в состоянии разрешить сложную, нередко им самим созданную проблему.

В целом профессия адвоката сегодня больше востребована в крупных белорусских городах, столице, областных центрах. В районных центрах востребованность адвоката у граждан и юрлиц невысокая.

— Известно, что любой закон, правовой документ проверяется на практике. По своему новому закону адвокаты работают уже восемь месяцев. Какие моменты в данном документе наиболее удачны на практике, а какие, по мнению адвокатов, требуют корректировки?

— Главное преимущество наших адвокатов сегодня в том, что они получили монополию на участие в судах. В этой части мы очень близки к немецкому законодательству. К примеру, в Германии адвокаты представляют интересы всех граждан и юрлиц по всем спорам в суде, несмотря на то, что в какой-то организации есть свой штатный юрист, но представлять интересы своей компании он может только с адвокатом.

Если говорить о каких-то недоработках в нашем законе, то, по мнению тех же международных экспертов, законом закреплено слишком большое влияние на адвокатуру Министерства юстиции.

Белорусские адвокаты в свою очередь считают, что их законодательная самостоятельность — это дело будущего. Мы очень надеемся, что в дальнейшем, и это уже следующий этап в естественном развитии белорусской адвокатуры, будут внесены соответствующие изменения в законодательство, после чего адвокаты сами будут выдавать лицензии на занятие адвокатской деятельностью и самостоятельно ее контролировать.

Фото: Сергей БУРАК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter