Право стоять

Когда заработают паркоматы на уличных стоянках?
Когда заработают паркоматы на уличных стоянках?

Металлический ящик, чем–то похожий на банкомат, пока символизирует на автомобильной стоянке крах идеи о цивилизованной парковке. Одинокий памятник невостребованности! К нему даже никто не подходит... Зачем? Водителям проще отстегнуть пару купюр бойкому парню в оранжевой жилетке. И можно без чека!

Дальнейшая судьба рубликов известна... Во время рейда с сотрудниками Комитета госконтроля мы убедились, что деньги идут не по назначению. Один контролер стоянки «забыл» выдать нам талончик, другой — квитанцию пообещал выдать позже... По оценке экспертов, в городскую казну поступает лишь 10 процентов собранных на платных парковках денег. Где же остальные? Эти средства должны были бы пойти на ремонт никуда не годных дорог, покупку новых светофоров, строительство подземных пешеходных переходов. Ан нет... Нужно ли повторять, в чьих широких карманах они оседают?

Но почему не сходится «дебет с кредитом»? Когда, в конце концов, заработает беспристрастная автоматика? Как сделать, чтобы паркоматы функционировали по прямому назначению, а городской бюджет получил свои деньги? Эти вопросы, увы, повисли в воздухе.

А тем временем стоянки около офисных зданий в центре Минска загораживают от «чужаков» шлагбаумами и устанавливают паркбарьеры (металлические конструкции обычно оранжевого цвета, которые препятствуют въезду на парковочное место). «Забронировано!» — читай, сообщают нам самодеятельные дорожные знаки.

— Нашим арендаторам порядком надоело каждое утро искать место для парковки у порога собственного офиса, — сетует представитель администрации одного из зданий, расположенного в центре Минска. — Ненужный ажиотаж в основном создают студенты, которые приезжают на лекции на авто. Чтобы отвоевать территорию, пришлось раскошелиться на паркбарьеры — 80 евро за штуку! Обратились в администрацию района за специальным разрешением. Нам его выдали, правда, с одним условием: днем паркбарьеры должны быть открыты.

Хм, странное дело. С одной стороны, кто не успел, тот опоздал, но с другой — зачем тогда вообще нужны шлагбаумы и паркбарьеры? Это все равно что поставить металлические двери в квартиру и открыть их настежь. Вроде бы загородились, но ровным счетом ничего не изменилось. Иллюзия!

Интересно и то, как распределялись места на парковке. Фирмы получили заветные ключики в зависимости от арендуемой площади. Конечно, самые лакомые, то бишь удобные места, достались руководству. Для менеджеров среднего звена, собственно, все осталось по–прежнему: каждое утро они предпринимают тщетные попытки найти место под оконцем рабочего кабинета. Чем не повод для социального конфликта?

Словом, назвать это решением проблемы с дефицитом парковочных мест язык не повернется. Так, очередная полумера... Каждый двор на замок не запрешь и сторожа к калитке ведь не приставишь. Где же выход?

— Нужно решать проблему с парковкой не в отдельно взятом дворе, а во всем городе. Комплексно, — убежден председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (сюрвейер — инспектор или агент страховщика, осуществляющий осмотр имущества, принимаемого на страхование. — Авт.) на транспорте Юрий Важник. — Система парковок должна служить не коммерческим, а социальным задачам. Пока все наоборот. Городские власти можно понять: уж больно несовершенна существующая система уличных стоянок. Она откровенно неудобна, к тому же у контролера парковки слишком велико искушение присвоить деньги, а у водителя — улизнуть, не заплатив.

— То, что система изжила себя, — не новость. Как обратить ситуацию в свою пользу?

— Изобретать ничего не надо. Обратимся к опыту соседних стран с таким же уровнем автомобилизации. Как элегантно и просто решили проблему с парковками в Варшаве! Сейчас на ее улицах более 10 тысяч платных мест для автомобилей. Хочешь — рассчитывайся через один из полутора тысяч паркоматов, хочешь — через мобильник. Центр города вздохнул свободнее, экология улучшилась, количество аварий снизилось. Горожане воспринимают это как необходимость. Нечто похожее мы собираемся предпринять у нас. Сейчас обсуждаем детали эксперимента, который планируем провести на стоянке около минского ЦУМа — на улице Гикало. Если он оправдает себя, такие парковки появятся в центре города.

— В чем суть эксперимента?

— По–преж-нему отвечать за порядок на парковках будет УП «Гаражи, автостоянки и парковки». Но схема изменится. От услуг контролеров стоянок наконец решено отказаться. Вместо них на улицах появятся представительные инспектора, которые не будут вести никаких расчетов наличностью, а станут только проверять, оплачена ли парковка. Причем фронт работы расширится: они не станут топтаться на пяти квадратных метрах, а будут обходить целые кварталы.

— Тогда с кем же расплачиваться за стоянку?

— Первое время — с кассиром, а потом, когда все привыкнут, — с паркоматом. Полученный чек–карточку, где указано время парковки, достаточно положить под стекло автомобиля — на переднюю панель. С неплательщиками разговор будет короткий: на первый раз они отделаются предупреждением, а инспектор занесет номер проштрафившегося автомобиля в единую базу. Ну а потом придется наказывать рублем.

— А если кто–то махнет рукой и решит не оплачивать квитанцию?

— Для таких водителей в нашем законодательстве предусмотрен большой штраф. Со злостными неплательщиками будем бороться непопулярными способами. Вплоть до блокировки колес машины с помощью специального «башмака» (автомобиль в этом случае просто не сдвинется с места. — Авт.) или эвакуации на штрафную стоянку. Ну и совсем крайняя мера: подавать на нерадивого водителя в суд.

— Вряд ли там в восторге от перспективы, что их завалят такими делами.

— Очень сомнительно, что подобное дело вообще дойдет до суда. Конечно, всегда есть исключения, но любой здравомыслящий водитель постарается замять конфликт и заплатить штраф — так проще и дешевле.

— Хм, но инспектору наверняка многие предложат решить вопрос полюбовно...

— Об этом мы тоже задумались. Во–первых, инспектор и водитель практически не будут пересекаться. Между собой они должны общаться только через квитанции. Во–вторых, стать инспектором не так–то просто. Эти люди пройдут жесточайший отбор, им назначат достойную зарплату. Ровно такую, чтобы было невыгодно рисковать из–за мелкой взятки. Да, время от времени их придется контролировать, но сама система не позволит им присваивать чужие деньги.

— Чем чревато новшество для автомобилистов? Какова цена вопроса?

— Очевидно, что местный сбор (по сути, плату за парковку) нужно уменьшить. Сейчас за час придется оставить 2.350 рублей. Но это неудобно! Надо сделать так, чтобы расплатиться можно было одной купюрой. На отдельных улицах час парковки обойдется в тысячу рублей, а кое–где — в пятьсот.

— А как быть тем, кто работает или живет в центре города? Тоже доставать кошелек?

— На то есть, к примеру, льготная карточка жильца, в которой указан номер дома. Чтобы вас не зачислили в список штрафников, ее достаточно будет положить на приборную панель автомобиля. Также появятся служебные, абонементные карточки (что–то вроде проездного) и карточка инвалида.

— В итоге центр города станет платным?

— Рано или поздно мы придем к этому, но объекты тяготения — рынки, магазины, торговые центры — не должны потерять клиентов. Это обязательно учитывается при организации схемы платных парковок. Зато экологическая ситуация заметно улучшится. Станет меньше заторов. К примеру, студент трижды подумает, ехать ему в университет на авто или на метро.

— Когда все–таки автомобилистам ждать перемен?

— Плавный переход, если все пойдет успешно, займет несколько лет. Пока идет эксперимент, мы ждем предложений от автомобилистов и готовы корректировать систему, если понадобится. И не беспокойтесь: первое время никого штрафовать не будут, только вводить в курс дела и помогать разобраться в сути новшества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter