Начальник ГАИ Беларуси: на дороге один закон – правила дорожного движения

Право руля

3 июля Государственная автомобильная инспекция отметила 85 лет со дня образования. В этот день в 1936 году постановлением Совнаркома СССР было создано новое подразделение, которому ставились задачи «по борьбе с авариями и хищническим использованием автотранспорта, подготовка и воспитание шоферских кадров, количественный и качественный учет автопарка». Сегодня список задач у белорусской ГАИ значительно шире. О том, кто и как работает на наших дорогах ради общей безопасности, несут ли инспектора службу в воздухе и как повлияла пандемия на аварийность, мы поговорили с Дмитрием Корзюком, начальником главного управления Государственной автомобильной инспекции МВД. 

ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА.

— Дмитрий Михайлович, день образования ГАИ совпадает с Днем Независимости. Поэтому, насколько мне известно, основные торжественные мероприятия были перенесены на 9—10 июля. Как планируете отмечать? 

— Мы заранее готовились к этому дню. Традиционно наши сотрудники посетят храмы всех конфессий и вспомнят коллег, которые отдали свою жизнь, с честью исполняя свой долг. Планируется также возложение цветов к памятнику погибшим милиционерам. В главном управлении автомобильной инспекции пройдет торжественное собрание, на котором мы наградим наиболее отличившихся сотрудников, а также откроем музей истории ГАИ, который расположен здесь же. Основные мероприятия пройдут 10 июля. Мы проведем телемост и свяжем между собой всех сотрудников, которые находятся в разных городах и частях нашей страны, уйдя от традиции собирать всех в зале. Большой праздник «День открытых дорог» пройдет во многих городах и станет его кульминацией. Я думаю, он должен показать открытость нашей службы, что мы работаем с одной целью — обеспечить безопасность граждан и своевременно прийти на помощь тем, кто попал в сложную ситуацию на дороге. 

— Долгое время наша страна находилась в лидерах по дорожной безопасности. Как обстоят дела с аварийностью сегодня? 

— Действительно, на протяжении 16 лет у нас снижалось количество раненых и погибших на дорогах. Но этот позитивный тренд был остановлен в 2020 году. К сожалению, увеличилось число погибших. Мы стали анализировать, что произошло, что сделали не так. Детальный анализ показывает, что сошлись вместе несколько факторов. Во-первых, это пандемия. Когда люди не заняты работой, они начинают заниматься другими вопросами. Становится больше нетрезвых водителей на дорогах, пешеходов, которые засыпают на проезжей части. 


Хочу отметить, что любая ситуация в стране (политическая, экономическая) влияет на дорожную обстановку. 
И мы увидели, что пандемия значительно повлияла на рост количества погибших. Еще один фактор — кое-кто стал путать понятия взаимопонимание и взаимодействие с вседозволенностью и всеразвязанностью. И нам тоже пришлось поработать в этом направлении.

фото Алексея Вязмитинова.

— Как сотрудники инспекции справились с этими вызовами? 

— Я хочу сказать огромное спасибо всем своим коллегам. Потому что они на тот момент достойно справились с вызовами: успокоили всю эту ситуацию, связанную с сигналами, непонятными хаотичными движениями и остановками потоков машин. Ведь когда несколько человек блокируют движение, мешают всему обществу добраться до пункта назначения — это что такое, как не вседозволенность? Наши сотрудники работали круглые сутки во всех населенных пунктах. И здесь они сработали великолепно. Было крайне сложно. Временные и моральные вопросы, но все сотрудники достойно выдержали это испытание и сделали все возможное, чтобы тот, кто ехал домой, попал туда, чтобы тот, кто нарушал, понес за это установленную законом ответственность, чтобы движение в городе было бесперебойным. 85 лет мы шли к полному взаимодействию с участниками дорожного движения. И я хочу напомнить всем: порядок должен соблюдаться. 
Потому что на дороге один закон — правила дорожного движения. 
— Как дела у сотрудников, которые пострадали во время беспорядков в прошлом году? 

— Все они прошли лечение, выздоровели и остались служить в ГАИ. Хочу отметить высокую корпоративную культуру нашего подразделения. Офицерский состав сплотился и оказал всю необходимую помощь коллегам. Их также поддерживали родные. 

фото Сергея Мицевича.

— Не так давно были приняты законодательные изменения касаемо разделения ответственности за пьяное вождение. Какие дальнейшие шаги планируете предпринять для снижения количества нетрезвых за рулем? 

— Действительно, по нашей инициативе была разделена ответственность за пьяное вождение на две категории — от 0,3 промилле до 0,8, и вторая — от 0,8 промилле и выше. В зависимости от уровня опьянения разделена и ответственность. Я надеюсь, что это решение будет способствовать справедливому наказанию. Но нас радует статистика: количество нетрезвых водителей становится меньше. 
К тому же мы вот-вот запустим камеры, которые будут следить за безопасностью на дорогах. 
А это значит, что у личного состава станет больше времени на бесправников, пьяных и агрессивных водителей. И результат будет еще лучше. Говоря о новых технологиях, отмечу также, что мы уже эксплуатируем квадрокоптеры. Это позволяет нам контролировать те участки дорог, которые недоступны человеческому глазу и тем приборам, которые есть у нас. 

— На что Госавтоинспекция планирует сделать упор в следующие несколько лет? 

— Мы продолжаем выполнение плана «Доброй дороги». К 2025 году стоит задача снизить количество погибших на дорогах до 350 человек. И мы будем работать над этим. Недавно состоялось заседание комиссии по безопасности дорожного движения при Совете Министров. Всем председателям региональных комиссий по безопасности дорожного движения и отдельным министрам были даны четкие указания взять курс на безопасную дорожную инфраструктуру. 
В ближайшее время будут внесены изменения в законодательство, которые позволят откорректировать строительные нормы с учетом нюансов дорожной безопасности. 
Это лучшее, что можно было бы сделать сегодня. Нельзя все исправить за раз, но с учетом строительства новых дорог, реконструкции старых возможно многое изменить. На мой взгляд, вопрос безопасности дорог должен быть первоочередным при их строительстве. Ведь можно построить красивую дорогую трассу. А потом добавлять искусственные неровности, светофоры, ограждения и т.д. Но можно сделать ее сразу такой, какой ее хочет видеть водитель. И при этом спрогнозировать его движение по ней, исключив возможность совершения ДТП. Сегодня такие технологии уже есть и активно используются. 

— А как быть с пешеходами, которые очень часто недооценивают опасность дороги, считая, что пешеход всегда прав? 

— Нужно создавать такие условия, чтобы у них просто не было возможности нарушить ПДД. Строить переходы на разных с дорогой уровнях, чтобы это было безопасно. Инфраструктура всегда решит больше, чем любые меры, в том числе повальное привлечение к ответственности, которая порой у них вызывает озлобленность и еще большее желание нарушать. К сожалению, у некоторых людей нет собственной ответственности за свою жизнь и за жизнь тех, кто рядом. И наша задача — не дать погибнуть и им в том числе. 

— На ваш взгляд, какие три слова точнее всего описывают современного сотрудника ГАИ? 

— Профессиональный. Порядочный. Справедливый. Я бы хотел обратиться ко всем сотрудникам инспекции. Коллеги, мы вместе служим великому делу — спасению человеческих жизней! Пусть каждый ваш день будет наполнен творческими находками, интересными событиями и добрыми новостями, а профессиональная деятельность отмечена признанием и уважением. Зеленого света вам на всех жизненных направлениях!

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter