Насколько честны автошколы, которые дают 100% гарантии на эффективность обучения?

Право на руль

Насколько честны автошколы, которые дают 100% гарантии на эффективность обучения?
Да хоть сегодня приходите и занимайтесь! У нас открыта «акционная» группа. Что это такое? Просто вместо четырех с половиной миллионов рублей заплатите за обучение всего три миллиона, — обрадовали меня в одной из автошкол Витебска.


Вот те на, подумалось — уже и права по акции раздают. А еще на остановках общественного транспорта развешивают объявления о скидках на обучение студентам, школьникам и даже членам БРСМ. Я, конечно, ни под одну из этих категорий уже не подхожу, но, оказывается, найти скидки и для людей среднего возраста вовсе не проблема. Было бы желание. Ну а если желание есть, то и подходящую школу подобрать несложно. Кто-то в этом поиске делает ставку на опытных преподавателей и хороший автотранспорт, а кто-то на возможность посещать занятия не по расписанию, а по собственному усмотрению. Автошколы, испытывающие ныне явный дефицит с курсантами, готовы идти на любые уступки. 

— Нет-нет, я туда больше ни ногой. Даже по скидкам! — категоричен друг детства, которого уговариваю вместе пойти на занятия. — За плечами три автошколы. Но мой страх перед дорогой, заложенный инструктором в первой из них, не смогли перебить даже настоящие асы.

Автошкольная эпопея моего знакомого весьма поучительна. Она из разряда «как не надо делать». В первый раз Игорю не повезло с практическими занятиями. Выбирал не инструктора, а машину. Чтобы была поновее да получше. Выбрал. С автомобилем все хорошо, а с учителем, мягко говоря, не очень. На улицах города преподаватель, сидя рядом, вел занятия исключительно с использованием нецензурной лексики. Каждое движение ученика расценивал как попытку угробить себя любимого. Демонстративно закрывал от страха глаза руками и орал: «Куда прешь, твою …!» Одним словом, уже после второго занятия Игорь без дрожи в руках и бешеного сердцебиения садиться за руль не мог. Бросил автошколу. Через полгода попробовал еще раз, потом еще. С другими инструкторами было, конечно, куда спокойнее, но страх «кнута» остался. Этот страх подвел и на экзамене, до которого чудом добрался курсант. Теперь он смиренно занимает в семейном автомобиле пассажирское место рядом с женой или дочерью и о правах больше не мечтает.

Может быть, шансы попасть к подобному инструктору мизерно малы? И вообще, насколько честны наши автошколы, которые дают стопроцентную гарантию на эффективность обучения? С этими вопросами обращаюсь к начальнику отделения по приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений МРЭО Госавтоинспекции Управления внутренних дел Витебского облисполкома Николаю Гуйдо.


— Бесспорно, многое зависит от самих курсантов, — уверен Николай Иванович. — У нас был один рекордсмен, который сдал теорию с…31-го раза. Правда, его упорству восхищались все. Человек годами ходил, зубрил, мозолил глаза экзаменаторам, но добился-таки своей цели. Из опыта знаю — сложнее всего освоить науку людям зрелого возраста. Их, кстати, сейчас среди курсантов немало. Но в любом случае деловой рейтинг автошколы тоже очень важен. Есть такие учебные центры, что я еще перед экзаменом знаю — с первой попытки здесь даже теорию не сдаст никто. А до вождения дело и вовсе не дойдет. Хотя есть и надежные школы с гарантированно высоким результатом подготовки.

Какая ответственность ждет недобросовестных преподавателей? За пять последних лет, вспоминает Николай Гуйдо, только одна автошкола была лишена лицензии по причине явно низкого качества обучения. Правда, она тут же переименовалась и продолжила свою работу под другой вывеской. А большинство предписаний, которые выдают в том случае, если менее половины курсантов получили права с первого раза, так и остаются без реагирования. Бизнес-то выгодный. В итоге количество автошкол растет как грибы. В Витебске, его районе, а также близлежащих Лиозно, Городке, Шумилино их сейчас более 20. У большинства нет даже собственных помещений. Они арендуют классы и автомашины, бухгалтеры и другие специалисты работают здесь по совместительству. Сотрудничают с наемными, а не штатными водителями-инструкторами. То есть такие фирмы могут закрыться в один день. Ученикам предлагают для практических занятий иномарки в возрасте по 10 и более лет. Это при том, что у учебных машин каждый год эксплуатации идет за 3 года, а сцепление, тормоза, подвески, рулевое управление и другие узлы быстро изнашиваются и требуют частой замены. 

В последнее время в работе витебских автошкол наметился некоторый сдвиг в лучшую сторону. Стали больше внимания уделять учебному процессу, отдельные решились на покупку собственных автомашин. Но до настоящего порядка здесь еще очень и очень далеко. Особенно проблематичен кадровый состав инструкторов производственного обучения. В ГАИ отмечают, что случаи задержания преподавателей в нетрезвом виде во время уроков вовсе не редкость. Недавно обнаглевший наставник в состоянии опьянения учил уму-разуму своего курсанта на автодроме прямо под окнами областной Госавтоинспекции. Его лишили прав. Многие считают за норму выйти из машины и устроить перекур, пока ученик отрабатывает практические навыки, что строго запрещено. Был случай, когда машина с курсантом чуть не перевернулась на эстакаде, пока инструктор в сторонке пил кофеек из термоса. 

Одним словом, коренные изменения в организации работы автошкол, а также ужесточение контроля за их деятельностью давно назрели. Изменение традиционных подходов к сдаче экзаменов тоже.

Абсурд, но большинство будущих водителей привыкло зазубривать компьютерные тесты как ленивые первоклашки. Недавно в содержание теоретического квалификационного экзамена были внесены изменения — вместо «мультяшных» изображений на билетах появились картинки, отображающие реальную обстановку на дороге. Так вот, даже курсантов лучших автошкол региона это завело в тупик: не видя привычных «красных и синих» машинок они никак не могли сориентироваться и выбрать правильный ответ. Это говорит о том, что завтра они точно так же могут растеряться на дороге. А если это будет не учебно-постановочная, а более сложная задача, где нужно молниеносно принимать решение? В связи с этим экзаменаторы решили, что нужно периодически обновлять экзаменационные программы. Заставлять думать и анализировать. 

Есть еще один пробел в системе подготовки будущих водителей — при провале теоретического экзамена не предусмотрено никаких сроков давности. В итоге неудачливый выпускник автошколы может брать измором компьютер и два, и три, и даже десять лет. Пока не повезет. Это неправильно. Знаний от бесконечного хождения по одному и тому же кругу не прибавится. Для упрямых «второгодников» нужны дополнительные курсы. Необходимость краткого повторного обучения заставила бы более ответственно относиться к самой учебе. А еще тщательнее выбирать и школу, и наставников. Может, тогда и недобросовестных инструкторов, думающих больше о собственном кармане, чем об успехах ученика, стало бы поменьше?

Языком цифр:

С начала года на территории Витебской области с участием неопытных водителей, стаж вождения которых не превышает двух лет, совершены свыше 40 аварий. В итоге погибло 9 человек, ранено более 50. Теоретические знания и практические навыки каждого второго выпускника автошколы не позволяют ему сдать экзамены с первого раза. В настоящее время среди претендентов на водительское удостоверение 75 процентов женщин. Еще десять лет назад их было втрое меньше мужчин.

a_veresk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter