Право на крик

Николая Карполя волейболистки поначалу очень боялись, потом притерпелись

Николая Карполя волейболистки поначалу очень боялись, потом притерпелись


На прошлой неделе в Стайках наша сборная начала работу под руководством самого титулованного тренера мира 71–летнего Николая Карполя. Чемпионат Европы, а именно к этому турниру готовится команда, стартует ровно через месяц — в польском Быдгоще наша команда 25 — 27 сентября поочередно сыграет с бельгийками, россиянками и болгарками. Борьбу во втором групповом раунде продолжат три лучшие команды квартета. В субботу корреспондент «СБ» наведался на тренировку белорусок.


Незнакомый Карполь


К легкоатлетическому манежу в Стайках, который уже наполовину разобран строителями, волейболистки начали подтягиваться без десяти одиннадцать. Приходили девушки небольшими группами, по двое–трое. Главный тренер Николай Карполь и его помощники зашли в манеж последними. Пока дожидался специалистов, воображение рисовало фрагменты из прошлого — запомнившиеся эпизоды различных матчей сборной России, которой Николай Васильевич руководил долгое время. Естественно, в главной роли был сам Карполь. За Николаем Васильевичем, это ни для кого не секрет, давно закрепилась слава очень эмоционального, вспыльчивого, громогласного специалиста. Однако теперь этот образ тирана развеялся.


— Добрый день, — сказал Николай Васильевич и устремил на меня взор своих добрых глаз. — «Советская Белоруссия»? Знаю, знаю...


— Николай Васильевич, почему вы решили возглавить нашу сборную?


— Мне это интересно, — после глубокого вздоха и продолжительной паузы ответил Карполь. — За свою жизнь я накопил достаточно опыта, работал во многих странах, а в Беларуси, на родине, потрудиться до последнего времени не удавалось. Решил в завершение карьеры приехать домой, передать девушкам свой опыт.


— Ну и как вам?


— Потенциал у команды есть. Мне нравятся дух и настрой коллектива. Девочки готовы сражаться — это очень важно. Пока мне сложно сказать, на что мы способны, работаю ведь всего несколько дней. Посмотрим. Как мне кажется, главная задача — дать максимально раскрыться каждому игроку.


— Персонально кого–то можете отметить?


— Не хотелось бы никого выделять. Все–таки это девушки, они эмоциональны, если я выделю кого–то, другие могут обидеться, а это отрицательно скажется на их настроении и работе.


— Раз уж вы затронули эмоциональный аспект, позвольте перейти к вашей персоне...


— Хочу, чтобы вы поняли: моя эмоциональность управляема. Я прекрасно знаю, что обо мне думают в народе, мол, изверг какой–то, орет на бедных девочек. А теперь послушайте. Я прикрикивал только на тех, в чье воспитание вложил больше, чем их родные родители. Если я воспитываю людей, у меня к ним родительское отношение. И кричал я на них от человеческой, отцовской любви, поскольку каждой из них желал только самого лучшего. В Беларуси я пока просто тренер и подобной эмоциональности вы вряд ли дождетесь. Я не имею права повышать голос на этих девчонок. Я просто специалист, который пришел организовать их работу.


— Николай Васильевич, а как вы относитесь к многочисленным шуткам, пародиям на ваше эмоциональное поведение?


— Нормально, не обижаюсь. Повышенный тон — это способ психологического воздействия. Но главное, никогда не переходить на оскорбления. К людям всегда нужно относиться с уважением. А право на крик нужно заработать. Как я уже отметил, в Беларуси такого права я еще не имею.


Акробатические этюды


Начинается тренировка. Николай Васильевич садится на стул, находящийся рядом со стойкой сетки, и начинает давать указания. Упражнения весьма интересны. Как я позже выяснил, это называется волейбольная акробатика. Смысл заключается в следующем: перед простейшим волейбольным элементом необходимо выполнить некий этюд вроде кувырка вперед или отжимания. Видно, что девушкам приходилось нелегко, но работали они до седьмого пота. У некоторых не все получалось, однако Николай Васильевич лишь терпеливо указывал на ошибки. «Даже ни разу не крикнул», — шутя обращаюсь к доктору команды Галине Русан, наблюдавшей за тренировкой рядом. «Что вы, какой крик, Николай Васильевич интеллигентнейший, добрейший человек. У большинства о нем в корне неверное мнение», — отвечает врач.


Тренировка окончена. Николай Васильевич выходит из манежа и садится рядом со мной на лавочку. Мы вспоминаем прошлое, беседуем о настоящем и прогнозируем успешное будущее нынешней сборной. Нашу беседу прерывает звонок мобильника Карполя. Завершив общение по телефону, Николай Васильевич вновь обращается ко мне: «Из Словакии звонили, предлагали сыграть товарищеские матчи. Только вряд ли у нас получится, на начало сентября уже запланированы игры в Чехии». Вот он, авторитет!


Из манежа стали выходить волейболистки. Подхожу к ведущему игроку Оксане Ковальчук и прошу поделиться впечатлениями от работы с Карполем:


— Мои восемь лет в российском чемпионате дают о себе знать, — говорит Оксана. — Многие упражнения и подход к тренировкам мне знакомы. Так что не скажу, что что–то меня сильно удивило. Работа грамотная, плодотворная, которая впоследствии должна принести результат. Николай Васильевич дает нам такие нагрузки, которые мы можем выдержать, даже немного нас бережет.


Появляются Ольга Пальчевская и Екатерина Закревская:


О.П.: Если честно, немного побаивались Николая Васильевича. Однако по прошествии нескольких тренировок поняли, что все слухи о нем преувеличены. Он к нам хорошо относится.


Е.З.: Кстати, я бы прекрасно поняла, если бы Николай Васильевич на нас повысил голос. Я бы не обиделась. Ведь у нас много технического брака. Мы и сами об этом знаем. Тяжеловато пока. Мы никогда не тренировались три раза в день. При Карполе первое занятие у нас начинается в 7.30. Это немного выбивает из колеи.


В Стайках команда будет работать до 31 августа, а затем отправится в Чехию, где проведет два спарринга с национальной сборной этой страны. 3 сентября белоруски вернутся домой и продолжат подготовку в Барановичах. Там же 11 — 13–го числа планируется провести представительный турнир с участием сборных Болгарии, Азербайджана и Хорватии. После чего команда заедет в Стайки, где будет тренироваться вплоть до отъезда в Польшу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter