— Это «маст хэв». Если идете за покупками вместе с детьми, то и их стоит подключить к планированию. Уже с 4 — 5 лет ребенку вполне можно доверить контроль за соблюдением списка — написанного или нарисованного, детям очень нравится быть участниками процесса. Возможно, это поможет также предотвратить громогласные «мама, купи».
Спонтанных покупок также можно избежать, если дать себе хотя бы 10 — 15 минут на обдумывание, выйдя при этом из магазина. Скажем, если речь об одежде, то представьте, с чем вы будете носить обновку. Сейчас в мире набирает популярность модное течение «Капсульный гардероб» — это буквально 10 — 15 вещей, комбинации которых создают достаточное количество комплектов на любое время года. В то же время 55% белорусов имеют в своем гардеробе вещи, которые либо никогда не надевали, либо надевали всего несколько раз. Это цифры из социологического исследования, проведенного недавно по заказу Центра экологических решений. Только представьте, сколько денег пылится в наших шкафах!
— Учиться покупать только нужные товары, — еще одна рекомендация Дарьи Чумаковой, — не увлекаться акциями и скидками, которые стимулируют покупать в разы больше, чем необходимо на самом деле. Например, три футболки по цене двух, в то время как намеревались взять только одну.
Эксперт готова привести и другие примеры, стимулирующие покупать больше. Скажем, при выборе товаров бытовой химии в описании читаем: одно средство для чистки стекол, другое — для зеркал. Но состав–то порой ничем не отличается. Отдельный разговор — подарки на 8 Марта, 23 февраля, Новый год. К этим датам появляется множество тематических сувенирчиков — сколь милых, столь же и бесполезных. Как правило, они не несут большого утилитарного значения. И про декоративное можно поспорить. В результате мы тратим деньги на... хлам. Вместо того, например, чтобы подарить что–то сделанное своими руками — и для бюджета экономия, и презент от души.
Цифры «СБ»
Согласно данным исследования, проведенного по заказу Центра экологических решений, почти половина белорусских потребителей каждый раз берет в магазине новый полиэтиленовый пакет, 39% выбрасывают остатки еды, 22% покупателей многоразовым товарам предпочитают одноразовые: станки для бритья и другие. Похоже, советы экспертов могут оказаться кстати.