Правила, написанные кровью

Завтра  состоится  пленум  Верховного  Суда  Беларуси.  На  него  выносится  вопрос,  чрезвычайно  важный  для  того,  кто  водит  автомобиль...

Завтра  состоится  пленум  Верховного  Суда  Беларуси.  На  него  выносится  вопрос,  чрезвычайно  важный  для  того,  кто  водит  автомобиль,  а  значит,  для  большинства  читателей  «Р»,  родных  тех,  кто  погиб  на  дорогах,  сам  пострадал  в  ДТП

На предстоящем заседании пленума Верховного Суда Беларуси планируется обсудить вопросы применения судами законодательства по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статьи  317—318, 321 Уголовного кодекса Республики Беларусь). О позиции судебной власти в решении этого вопроса рассказывает заместитель председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председатель коллегии по уголовным делам Валерий  КАЛИНКОВИЧ (на снимке).

— Валерий Леонидович, какова основная задача судов в упреждении нарушений правил дорожного поведения и стабилизации обстановки на дорогах?

— Объективность, всесторонность и полнота исследования обстоятельств каждого уголовного дела являются непременным условием судебной деятельности. Учитывая, что уголовная ответственность у нас установлена за совершение дорожно-транспортных происшествий, повлекших наиболее серьезные, зачастую трагические последствия, результаты рассмотрения любого дела должны вносить вклад в предупреждение подобных преступлений, обеспечивать неотвратимость ответственности виновных и назначение им адекватных содеянному мер наказания.

— Сколько человек пострадали в результате ДТП и сколько осудили за такие преступления? Какова судебная статистика по этой категории дел?

— Статистика по дорожно-транспортным происшествиям весьма удручающа. За последние пять лет (с 2003-го по 2007 год) в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 8368 человек, травмированы 39 753. Особую тревогу вызывает тот факт, что за указанный период на дороге погибли 328 детей, а ранены 3829.

По данным судебной статистики,  количество осужденных по статье 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь за это же время составило 7380 человек. При этом за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение тяжкого телесного повреждения или смерть, осуждены 6593 человека.

Вызывает опасение и тот факт, что в прошедшем году по сравнению с предыдущим вдвое увеличилось число осужденных за ДТП, повлекшие гибель двух и более человек.

— Каков социально-психологический портрет осужденных?

— Как правило, это молодой человек в возрасте от 18 до 35 лет. Его положительно характеризуют по месту учебы или работы. Он имеет небольшой водительский стаж, у него отсутствуют навыки профессионального вождения и культура поведения на дороге. К сожалению, в каждых двух из трех случаев наш «средний» осужденный садился за руль, будучи нетрезвым.

— Если человек виновен, каким образом определяется мера его ответственности?

— В каждом случае суд обязан подходить к этому строго индивидуально. Должно учитываться все: и характер допущенных нарушений, и их причины, и то, как человек вел себя после совершения преступления. Ведь добровольное возмещение ущерба, заглаживание причиненного вреда, является обстоятельством, смягчающим ответственность.

— А как быть с водителями, севшими за руль в нетрезвом виде?

— Принципиальная позиция Верховного Суда в отношении этой категории граждан заключается в том, что недопустимы послабления лицам, по вине которых произошла авария, вследствие грубого и умышленного пренебрежения элементарными требованиями правил, а тем более будучи в нетрезвом состоянии. А таких немало! Только в первом полугодии текущего года судами наложены административные взыскания на 21 873 человека, которые либо сами управляли транспортным средством, будучи в нетрезвом состоянии, либо доверили руль нетрезвому водителю. Осуждены по статье 3171 Уголовного кодекса Республики Беларусь более 1300 лиц, допустивших такие нарушения в течение года после наложения административного взыскания.

В результате преступных действий водителей за первое полугодие текущего года более 800 человек погибли либо получили тяжкие телесные повреждения. При этом почти половина (305 виновников) управляли автомашинами, будучи нетрезвыми.

Имеющие, к сожалению, место отдельные факты назначения судами мягкого наказания таким лицам получали и будут получать самую принципиальную оценку. Пьянство за рулем — прямая дорога в тюрьму. Это должен знать и понимать каждый.

— Каким образом гражданин может получить материальную компенсацию, если он был участником ДТП, но не был ранен или серьезно травмирован? Но, например, на его глазах погиб дорогой для него человек или кормилец семьи?

— Прежде всего можно рекомендовать использовать возможности получения страхового возмещения по так называемой «автогражданке». Что же касается сути вопроса, то в рассматриваемой ситуации человек имеет право, в том числе в рамках уголовного дела, предъявить иск о взыскании материальной компенсации морального вреда.

— Какой порядок действий добросовестного водителя, если он считает, что его необоснованно привлекли к административной ответственности сотрудники ГАИ? Как при помощи суда он может себя защитить?

— Действующий с 1 марта 2007 года  Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях предоставляет лицу, на которое наложено административное взыскание, широкие возможности по обжалованию постановления.

Если взыскание наложено судом, жалоба подается в вышестоящий суд. Если же вас наказал иной государственный орган или должностное лицо, можно обратиться в вышестоящий орган (к вышестоящему должностному лицу) либо в районный суд.

Все это надо сделать в десятидневный срок со дня вынесения постановления или в тот же срок со дня вручения вам его копии, если в силу тех или иных причин вы не присутствовали при рассмотрении дела об административном правонарушении лично.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter