В Италии подходит к концу женский чемпионат мира по волейболу

Правила меняют под игру

Послезавтра в Италии завершается женский чемпионат мира по волейболу
Послезавтра в Италии завершается женский чемпионат мира по волейболу. За те две с половиной недели, на протяжении которых лучшие спортсменки планеты выясняют отношения на площадках в шести городах, баскетболистки, например, уже успели расставить точки, узнать, что американки по–прежнему сильнейшие, и отправиться по домам готовиться к новому сезону. Волейболистки, как ранее и их коллеги–мужчины, к вопросу передела мирового господства подошли куда основательнее, и это обстоятельство, по убеждению президента ФИВБ Ари Граса, позволит перевернуть новую страницу в истории волейбола. Причем прочесть и выучить ее придется, судя по всему, каждому. Рассказывая журналистам о том, как его организация борется за новую аудиторию и старается идти в ногу со временем в эру социальных сетей, он поднял куда более глобальную и актуальную для всех без исключения видов спорта тему.


Фото  РЕЙТЕР



— Этот чемпионат мира должен стать своего рода посланием волейбольному сообществу: таков теперь стандарт проведения крупных турниров. Вы сами могли видеть, что перед большим экраном за пределами стадиона собиралось во время матчей по 15 тысяч человек, — больше, чем находилось внутри. Это одно из главных впечатлений от турнира и одновременно сигнал всем будущим организаторам.


— Многие считают нынешнюю схему проведения чемпионата мира с тремя групповыми этапами слишком навороченной. Что вы им ответите?


Ари Граса— Я думаю, что такой формат — единственная возможность выступить на чемпионате мира большему количеству стран. Всем нужно дать шанс, и, на мой взгляд, единственный способ поднять свой уровень в волейболе — играть на крупных турнирах. Я прекрасно помню бразильский опыт. Мы в свое время вложили немало в то, чтобы посылать своих тренеров и игроков стажироваться за рубеж, чтобы они могли учиться у лучших. Я прекрасно помню, как в свое время мы играли с Болгарией и уступали со счетом 0:3 без всяких вариантов, порой не набрав за партию ни единого очка. А теперь посмотрите на Бразилию в последние 10 лет. Все потому, что мы стремились учиться.


— Не секрет, что Международная федерация придает очень большое значение техническим инновациям, которые впервые были широко применены именно на этом чемпионате. С чем связан этот курс?


— Когда я стал кандидатом в президенты ФИВБ, то сразу сказал всем: волейбол не может оставаться там, где он был на тот момент. Двумя ключевыми словами моей предвыборной кампании были «возможности» и «инновации». В первую очередь технические. И теперь у нас есть система видеопросмотра спорных эпизодов, которая, на мой взгляд, зарекомендовала себя очень хорошо. Она будет применяться не только здесь, но и на женском чемпионате мира в Италии, и на Олимпиаде в Бразилии. Вспомните, как было раньше! Каждый турнир сопровождался огромным количеством претензий к арбитрам. Сегодня количество ошибок сократилось до минимума.


Понятно, что нынешняя система несовершенна. В идеале перед каждым арбитром должен быть планшет, на котором после каждого розыгрыша загорался бы зеленый или красный свет в зависимости от того, попал мяч в площадку или нет. Таким образом, командам даже не нужно будет запрашивать повторы! Соответственно отпадет необходимость всякий раз останавливать игру, что сэкономит массу времени и поможет не затягивать матчи. Еще один проект — внедрение светодиодных элементов в сетку. Разумеется, они будут задействованы только во время перерывов, чтобы не создавать неудобств игрокам. Но это даст широкие возможности для размещения рекламы, лозунгов и других средств развлечения зрителей. Для современного спорта это очень важно.


Фото  РЕЙТЕР



Мы уже опробовали подобные вещи, но пока эта система не готова для использования на официальных турнирах. Людям ведь обычно не нравятся нововведения. Это свойство человеческой природы — противиться переменам. Но волейбол не может быть таким же, как 50 лет назад. Он должен быть современным.


— Вас не беспокоит, что все это, мягко говоря, сделает проведение соревнований еще более дорогим удовольствием?


— Вы помните, как выглядели первые мобильные телефоны? Это был такой кирпич. А теперь мы имеем полноценный компьютер в вашем маленьком смартфоне. В самом начале новые технологии всегда дороги и требуют вложений. Но по мере своего развития они становятся все дешевле, так что использовать их может практически каждый.


— ФИВБ, как показал мужской чемпионат мира, активно начала работать с социальными сетями не только для оперативного освещения соревнований, но и для интерактивной работы с публикой. Болельщиков призывали использовать хэштеги, сообщения и фото от зрителей моментально попадали в специальный раздел сайта.


— Расскажу вам одну историю. Когда я только стал президентом, мой тогдашний руководитель пресс–офиса был молодым парнем лет сорока. Я сразу сказал ему: я буду менять все. Наши социальные сети тогда были совершенно нелепыми, сайт — ужасным. И я спросил этого молодого человека: если тебя все устраивает, то кто из нас на самом деле старик? Это заняло время, но теперь у нас есть современный сайт, ФИВБ присутствует в Твиттере, в Фейсбуке — во всех новых социальных медиа. У меня семь внуков. И они управляются со всеми девайсами куда лучше меня. У моей дочери дома нет телевизора — только компьютер. Так что идти в ногу со временем — наша прямая обязанность. Если мы не будем этого делать, то не сможем говорить с молодежью на одном языке.


Екатерина КУЛИНИЧЕВА.


Взгляд из Минска


 Александр БагринцевАлександр Багринцев, исполнительный директор Белорусской федерации волейбола:


— Понятно, что белорусский волейбол не останется в стороне от мировых тенденций, и если какие–то нововведения будут внедряться Международной федерацией, нам также придется менять регламент и закупать оборудование. Тем более что видеоповторы и сигнализация о спорных мячах, например, были бы очень кстати. Волейбол сегодня стал очень силовым, и зачастую визуально понять, попал ли мяч в площадку и коснулся ли сетки, просто невозможно.


— Означает ли это, что теперь организовать и провести на должном уровне крупные соревнования станет сложнее и ждать подобных турниров в Беларуси не стоит?


— Не думаю, что именно этот аспект является решающим. Ведь мало просто взять турнир. Это, кстати, несложно сделать. Но учитывая, как показывает опыт всех предыдущих чемпионатов, что проведение таких соревнований для страны оборачивается убытками в миллион долларов, желающих не так и много. И поэтому сегодня, например, чаще всего чемпионаты Европы дают совместным заявкам от двух стран. У нас, кстати, одно время был вариант провести такой турнир вместе с россиянами. Причем они брали на себя и большую часть финансирования. Но потом проект просто спустили на тормозах.


— Волейбол в Беларуси — весьма популярный вид спорта. Есть ли планы по совершенствованию работы с болельщиками?


— В этой сфере в наших реалиях есть ряд нюансов. Наша федерация, например, обновила сайт, старается поддерживать его на хорошем уровне. Мы работаем с телевидением, на каждом матче сборной в «Чижовка–Арене» были полные трибуны. Но при этом, понятно, что до польских рекордов нам далеко. Да и со стороны клубов работа с болельщиками ведется неэффективно. Недавно нам, например, пришлось обязать все белорусские команды сделать себе интернет–сайты. До этого всерьез этим вопросом занимались лишь «Шахтер» да «Строитель». Но сайты — это капля в море. Нужны специалисты, которые бы их наполняли, нужны люди, которые организовывали бы продвижение волейбола. А в клубах на подобные проекты внимание и деньги находятся, увы, по остаточному принципу.


Интернет — ключ к успеху


Клубы


Безусловное лидерство на спортивном интернет–пространстве в Беларуси принадлежит хоккейному «Динамо» и футбольному БАТЭ. Определить, чья виртуальная сторона красочнее и эффективнее, сложно. Оба клуба не жалеют ни сил, ни средств на собственный имидж. Эта работа ведется уже не один год и сегодня уже приносит ощутимые результаты. Качественные сайты, более десятка тысяч подписчиков групп в социальных сетях, видеоблоги и всевозможные другие «примочки», позволяющие поддерживать и расширять аудиторию, делают эти команды не только уникальным явлением в белорусском спорте, но и своеобразным маяком, доказывающим, что в современном мире одними афишами и анонсами за день до матча трибуны не соберешь. Судя по тенденции последних лет, пример оказался заразительным. Например, анонсировав два года назад новую клубную политику, направленную на максимальную открытость болельщикам, баскетбольные «Цмокi» серьезно продвинулись в этом направлении. Сегодня, помимо полноценного интернет–сайта, у клуба есть даже интернет–трансляции обделенных телевизионным вниманием матчей и собственное вещающее на просторах «всемирной паутины» радио. Не отстает и футбольное «Динамо», помимо всего перечисленного организовавшее проект «Динамо–live» и постоянно прирастающее подписчиками в социальных сетях.




Федерации


В отличие от клубов белорусские федерации по видам спорта интернет осваивают неохотно. Несмотря на то что отгремевшие в Минске крупные международные турниры во главе с чемпионатом мира по хоккею доказали важность и востребованность присутствия и всяческого продвижения спорта в виртуальном пространстве, ощутимых перемен в повседневную жизнь ответственных за это организаций они не внесли. В лидерах по посещаемости предсказуемо значатся футбол и хоккей. Но показатель это условный. Сайты регулярно обновляются, о новостях сообщают, но не более. О том, чтобы найти там фото, видео или трансляции матчей национальных сборных, нет и речи. У волейболистов эти пункты присутствуют, но пока страдает информативность. Ближе всех к идеалу подобрались гандбол и теннис, но в социальных сетях эти федерации представлены в лучшем случае созданными болельщиками неофициальными страничками.


Впрочем, если в игровых видах спорта ситуацию худо–бедно спасают усилия клубов и априори повышенный интерес потенциальных зрителей, то в неигровых, где федерации являются, по сути, единственным источником информации, о маркетинге и продвижении в массы порой, кажется, не думают вообще. Причем касается это даже таких популярных и, казалось бы, востребованных белорусскими поклонниками спорта видов, как биатлон, легкая атлетика или плавание. При этом чаще всего вопросы о перспективах продвижения разбиваются о нехватку финансов. А точнее — о непонимание смысла вкладывания выделяемых государством средств в, по сути, имиджевый и не сулящий в краткосрочной перспективе ни прибылей, ни медалей проект. Перспективу же дальнюю, где подобные вложения могут иметь колоссальный эффект, по традиции перекладывают или на потом, или на плечи сменщиков.


komashko@sb.by


Советская Белоруссия №194 (24575). Пятница, 10 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter