
Точность формулировок
Требования к эксплуатационному состоянию маломерных судов, передвигающихся по внутренним вод-ным путям нашей страны, определены еще в 2014 году и охватывают, кажется, все грани безопасности. Тем не менее, нет предела совершенству, поэтому периодически в них вносят изменения — не слишком существенные, на первый взгляд, однако способные спасти жизнь. Нынешние предложения коснулись применения спасательных средств и противопожарной защиты.
Яхта. Парус
Зябким октябрьским днем на Заславском водохранилище, похоже, никто не ожидает увидеть на воде катер инспекторов. Иначе почему так беспечно фланирует нам навстречу довольно крупная яхта без всяких опознавательных знаков? На борту ее, кстати, дети — хорошо хоть, в спасательных жилетах.— Эта яхта не подлежит регистрации, она спортивная! — защищается девушка-водитель.
— Может, вы и правы, но как мне в этом убедиться? — проявляет выдержку и терпение Николай Скипор, начальник ГИМС Минской области. — Предъявите, пожалуйста, судовой билет или другие документы, которые подтвердят, что ее грузоподъемность менее 225 кг.
Цифра эта принципиальная — регистрации подлежат все маломерные суда большей вместимости.
Инспекторы немедленно отправляют яхту с детьми к берегу, там девушке-водителю предстоит срочно заняться поиском документов. К слову, выход без них на воду — тоже нарушение. Средств пожаротушения и аптечки на борту предсказуемо не оказалось, зато нашлись багор и весло. За нарушение правил эксплуатации маломерного судна инспекторы выписывают девушке предупреждение.
Раз уж пришлось пришвартоваться к берегу, проверяем наличие средств пожаротушения на моторке, которая покачивается рядом на волнах. Огнетушителя нет и там.
— Когда волна, он в коробке вечно болтается и стучит, прямо разбивает все изнутри, — поясняет водитель. — Зато кошма имеется.
— Кошма — вещь очень полезная, когда нужно сбить пламя, лишить огонь доступа кислорода, — соглашается Сергей Годун, государственный инспектор Минского участка ГИМС. — Однако необходимо все же иметь на борту и огнетушитель.

Очередная яхта на просторах Минского моря — и вновь без документов!
— Это серьезное нарушение, — вновь терпеливо объясняет Николай Михайлович. — Ведь мы не можем узнать, прошло ли судно техническое освидетельствование, подлежит ли оно регистрации, нужны ли водителю права на управление. Я мог проверить документы за минуту, и мы спокойно разошлись бы. А сейчас придется вновь поворачивать к берегу, чтобы взглянуть на соответствующие бумаги.
Вопрос об огнетушителе вызывает некоторую заминку. На яхте подобного размера он должен быть безусловно. Красный баллон имеется, однако его давно уже пора перезарядить, о чем инспекторы и напоминают яхтсмену.
Неподвижным изваянием застыл в своей моторной лодке рыбак с удочкой. Уловом пока похвастаться не может, даже эхолот не помогает.
— Ничего, сейчас мы отойдем — и к вам повалит рыба, привлеченная нашей кильватерной струей, — обещают ему инспекторы.
Документы рыболова Виктора оказываются в полном порядке — судовой билет имеется, лодка зарегистрирована, техосмотр пройден, для управления мотором менее пяти лошадиных сил водительские права не требуются. Вот только бумаги почему-то мокрые…
— Это же я на прошлой неделе под дождь попал на Припяти! — вспоминает рыбак. — Как хорошо, что вы мне встретились, а то я бы и не знал, что документы могут прийти в негодность!
На вопрос о средствах безопасности Виктор гордо демонстрирует нам яркий пластиковый черпак. Имеется у него и огнетушитель, а инспекторы рассказывают ему о грядущих изменениях в правилах.
nevmer@sb.by