Повторение пройденного

Как оценивают белорусскую экономику международные эксперты?

Как оценивают белорусскую экономику международные эксперты?

После выдачи Беларуси стабилизационного кредита в 2009 году раз в полгода Международный валютный фонд направляет в нашу страну миссии, чтобы те оценили состояние национальной экономики. Но не просто для того, чтобы понять, на что и эффективно ли были потрачены деньги. Учитывая, что в основном кредитные ресурсы выдаются «под реформы», представители миссии должны помочь выработать ряд рекомендаций, благодаря которым денежно-кредитная экономика страны может получить новый стимул для развития. Последняя такая миссия, завершившая работу позавчера, выставила нашей стране в основном традиционные «диагнозы», хотя и отметила ряд положительных преобразований.

К вопросу о зарплатах

Руководитель миссии МВФ Дэвид Хофман работает по «белорусскому вопросу» уже 1,5 года, это его третий приезд в нашу страну. По его словам, это уже достаточный опыт для того, чтобы иметь возможность говорить о том, что белорусские экономические власти способны видеть свои ошибки и пытаться их исправлять. В числе таковых он называет осуществлявшуюся в 2000-х годах выдачу кредитов белорусским предприятиям государственными банками, когда для того, чтобы обеспечить реальный сектор дешевыми заемными деньгами, Национальный банк то и дело включал печатный станок. Денежная эмиссия, по убеждениям Дэвида Хофмана, собственно и вызвала кризис 2011 года, от которого белорусская экономика до сих пор оправляется.

Вместе с тем в МВФ могут назвать и традиционные экономические «грабли», на которые Беларусь постоянно натыкается. По мнению специалистов этой финансовой организации, белорусским властям давно следовало бы прекратить резко поднимать зарплаты работникам, а также существенно пересмотреть политику выдачи целевых кредитов с целью ограничения внутреннего спроса.

К сожалению, ряд выводов, которые сделали представители миссии МВФ, вряд ли можно отнести к позитиву. В частности, Дэвид Хофман отметил: «Вследствие комбинации мягкой макроэкономической политики, снижения конкурентоспособности, ухудшения внешней конъюнктуры и определенных факторов, влияющих на основные статьи белорусского экспорта, на фоне медленного роста и снижающейся, но все еще высокой инфляции происходит более резкое, чем предполагалось ранее, ухудшение сальдо счета текущих операций. На вышеперечисленные негативные факторы накладывается еще и то, что республике приходится погашать большие суммы по внешнему долгу. И такая ситуация вызывает обеспокоенность». По словам эксперта, текущие тенденции в отношении платежного баланса не могут быть устойчивыми, поэтому стране необходимы решительные меры экономической политики.

Как ранее сообщали в Мин­экономики, за январь—июль 2013 года дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси составил $ 3,6 млрд. При этом Хофман отметил, что ухудшение платежного баланса Беларуси вызвано комплексом факторов — как внешних, так и внутренних. «Имело место замедление роста экономики в России, есть вопросы с торговлей калийными удобрениями и нефтью», — сказал он. На прямой вопрос о необходимости проведения в Беларуси девальвации национальной валюты Дэвид Хофман ответил уклончиво: «Властям следует обеспечить большую гибкость обменного курса в условиях жесткой денежно-кредитной политики. Это необходимо для поддержания конкурентоспособности национального экспорта на внешних рынках. Если обменный курс не является гибким, зарплаты и цены растут быстрее, чем в других странах, а это приводит к снижению конкуренто­способности белорусской продукции».

Хорошая стартовая позиция

Следует отметить, что на этот раз Беларусь подготовилась к визиту миссии обстоятельно. За неделю до прилета постановлением правительства и Национального банка на суд общественности был представлен план совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики страны. Пошаговый план модернизации экономики для детального ознакомления был показан и Дэвиду Хофману и его коллегам. Рассказывая журналистам об особенностях плана, Дэвид Хофман назвал его «хорошей стартовой позицией». «Документ дает обнадеживающий сигнал о том, что власти признают необходимость изменения экономической политики», — отметил глава миссии МВФ, указав, что в совместном плане некоторые положения заслуживают особой поддержки международных институтов. В их числе такие, как намерения активизировать приватизацию, перевести все целевое и субсидируемое кредитование в Банк развития.

Однако МВФ редко бывает доволен достигнутым и поэтому в любую бочку меда в качестве приправы обычно добавляет толику дегтя. На этот раз в итоговом докладе миссии указано, что для успешного решения сложных задач необходимо сделать больше. В частности, Беларуси стоит «безотлагательно реализовать комплекс последовательных и решительных мер, нацеленных на снижение внутреннего спроса и сокращение давления на платежный баланс». В этой связи целесообразно замедлить рост заработной платы и целевого кредитования. Необходимо также обеспечить большую гибкость обменного курса национальной валюты в условиях жесткой денежно- кредитной политики.

Глава миссии МВФ высказался за необходимость проведения глубоких структурных реформ. Среди конкретных шагов в этом направлении он назвал формирование графиков серьезного повышения возмещения затрат за счет тарифов на жилищно-коммунальные услуги и транспорт, снижение роли государства в экономике, быстрый поэтапный отказ от системы обязательных целевых показателей для предприятий и укрепление системы соцзащиты для оказания поддержки наиболее незащищенным слоям населения.

Новый кредит нам  особо и не нужен

Одна из целей работы миссии заключалась в том, чтобы оценить перспективы дальнейшей работы с Беларусью. Страна уже реализовала программу «стэнд-бай», поддержанную кредитом МВФ на $ 3,5 млрд. с января 2009-го по апрель 2010 года. Но сегодня мы отдаем долги, и на 2013—2014 годы как раз приходится пик выплат по обязательствам внешним кредиторам. В правительстве не раз отмечали, что было бы неплохо реструктуризировать долг страны, чтобы снизить нагрузку на золотовалютные резервы. Накануне приезда миссии МВФ стало известно, что правительство намерено обсудить новую программу взаимодействия Extended Fund Facility (EFF), которая, в отличие от «стэнд-бай», имеет более длительный срок кредитования. Деньги по таким займам ложатся не в ЗВР, а направляются на поддержку структурных реформ в экономике в среднесрочной перспективе.

Но договориться с финансистами нам не удалось. Дэвид Хофман отметил, что МВФ в настоящий момент не обсуждает новую программу с Беларусью, однако не исключает возможности ее реализации в будущем. «Поддержка, предоставляемая МВФ по программе, всегда основывается на выполнении ряда условий, требующих корректировки в экономике. Речь идет о корректировке экономической политики, которая бы позволила устранить имеющиеся проблемы, связанные с состоянием платежного баланса. В данный момент у нас нет такой программы реформ, поэтому в настоящее время такая программа не обсуждается», — сказал глава миссии. Однако он не исключил, что возможность ее реализации в будущем все же сохраняется.

При этом экономист, отвечая на вопрос, насколько ныне экономика Беларуси зависима от финансовой помощи извне, отметил, что страна может справиться с текущими трудностями и без привлечения крупных иностранных заимствований. «Все будет зависеть от той экономической политики, которую будут проводить власти, — отметил глава миссии. — Они, кстати, имеют значительную степень контроля над ситуацией. И если будут осуществлять надлежащие меры экономической политики в соответствии с нашими рекомендациями, уверен, они сумеют управлять этой ситуацией».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter