Повелители колес

О шинах с «Белшины»
О шинах с «Белшины»

По цехам ОАО «Белшина» я, признаться, ходила с опаской: все время казалось, что одна из огромных шин, которые производят здесь для гигантских самосвалов, вот–вот сдвинется с места и покатится, сметая все на своем пути. А транспортировщик цеха вулканизации производства сверхкрупногабаритных шин Александр Алексеев, хоть и выглядел на фоне выпускаемой здесь продукции мужичком с ноготок, чувствовал себя вполне комфортно и с гордостью говорил: «Эти шины на любом континенте встретить можно!»

В административном корпусе я убедилась, что продукцией ОАО «Белшина» действительно интересуются: сюда без конца звонили по межгороду, а местные специалисты принимали очередную зарубежную делегацию.

...В 90–х годах, когда вся промышленность страны переживала кризис, начали падать объемы производства и на Белорусском шинном комбинате, особенно на заводе сверхкрупногабаритных шин. В мире конкурентов у него немного, но в те годы стали пользоваться спросом более качественные радиальные шины, а диагональные, выпускавшиеся в Бобруйске, почти не находили сбыта. Оборотных средств не хватало, количество работающих на комбинате сократилось почти на тысячу человек, и завод сверхкрупногабаритных шин был реорганизован в производство. Беда не приходит одна. Начались проблемы в Московском и Днепропетровском институтах шинной промышленности, где конструировались новые образцы продукции для комбината, и ассортимент перестал обновляться.

В августе 2001 года во время рабочей поездки в Бобруйск Президент встретился с работниками Белорусского шинного комбината «Белшина» (тогда предприятие называлось так), пообещал всестороннюю поддержку: снижение тарифов на электрическую и тепловую энергию, создание условий для разработки перспективных типоразмеров шин радиальной конструкции непосредственно на предприятии. Концерну «Белнефтехим» было поручено оснащение материально–технической базы инженерно–технического центра «Белшины», обеспечение его новейшими промышленными компьютерами и программами.

Как известно, слово у Президента не расходится с делом. Тарифы были снижены, а инженерно–технический центр предприятия сегодня оснащен по последнему слову техники. До 2004 года штат на «Белшине» продолжал сокращаться, зато сейчас создаются новые рабочие места.

Местные конструкторы разрабатывают новые сверхкрупногабаритные шины, а производство, где их выпускают, может со временем опять стать заводом. Во всяком случае, сегодня шины белорусского производства отгружают в Великобританию и Индонезию, Австралию и США, в страны Африки и Латинской Америки.

Свою роль сыграла и удача. Глобальный спрос и рост цен на промышленные руды (железную, медную), уголь и нефть, стабильно высокий уровень цен на драгоценные металлы на мировом рынке повлекли увеличение их добычи. Выросло и производство грузовиков большой и особо большой грузоподъемности. В эксплуатацию начали возвращаться даже законсервированные машины, дожидавшиеся своего часа на стоянках. Стали востребованы любые сверхкрупногабаритные шины.

Промышленные эксперты утверждают, что показатели 2005 года превзойдут прошлогодние и хорошие времена продолжатся до 2006 года, если не дольше. Но на предприятии, конечно, понимают, что везение не вечно и для закрепления продукции на мировом рынке нужно осваивать выпуск радиальных цельнометаллокордных сверхкрупногабаритных шин. Уже составлен бизнес–план производства и прорабатываются схемы финансирования.

Разработки эти перспективные: сверхкрупногабаритные шины используются на самосвалах особо большой грузоподъемности (до 220 тонн) для добычи угля, алмазов, металлов в открытых карьерах.

...А всего на «Белшине» производится более 200 типоразмеров шин для легковых и грузовых автомобилей, сельхозмашин, строительной, дорожной и подземной техники.

— Движение, подъем на предприятии есть, — считает генеральный директор «Белшины» Виктор Мороз. — Это и новые разработки, и рост объемов производства. Еще в начале года мы выпускали по 300 таких шин в месяц (в прошлом году — по 300 в квартал), а сейчас — 800 — 900 штук ежемесячно. Но финансовая ситуация у нас пока непростая, и средняя зарплата невысокая — всего 416,9 тысячи рублей. Мы до сих пор отдаем старые долги по кредитам, а работать за счет заемных средств всегда сложно, их надо отдавать. Пройдет не менее 8 лет, прежде чем мы начнем развиваться, расширяться, внедрять новые технологии за собственные деньги. Годы эти станут серьезным испытанием для коллектива, зато в будущем «Белшина» может стать одним из мировых лидеров по производству шин. И я верю: такое время наступит.

Фото автора.

На снимках: завод массовых шин.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter