Новое правительство Польши зачищает медиапространство

Потускневшие телеканалы

Занять и ценой каких угодно потерь удержать телефон, телеграф, железнодорожные станции и мосты — такое искусство революции, оказывается, не теряет своей актуальности с ленинских времен и лишь видоизменяется. В Польше начались самые настоящие политические преследования на фоне активизации новой власти. Правительство во главе с Дональдом Туском тщательно подвергает люстрации все, к чему за 8 лет правления приложила руку скандально известная партия «Право и Справедливость». В результате под ударами оказались и государственные СМИ, которые годами обслуживали правящую партию, старательно не допуская в эфир любую неугодную для «ПиС» тематику.

С чистого листа

Совсем недавно зрители польского телеканала TVP оказались в ситуации, когда, как в декабре 1981 года, во время введения военного положения в Польской Народной Республике, в стране было прервано телевизионное вещание. За несколько минут до того, как в эфир должна была выйти программа новостей, трансляция прекратилась. А вскоре каналы стали показывать развлекательные передачи и художественные фильмы, но никаких новостей. Кроме одной: в эфир вышел новый ведущий и сказал, что картина мира в этих студиях была написана в течение 8 лет исключительно и тщательно подобранными цветами. Но на этом все заканчивается, и вместо пропагандистского супа новая власть теперь предложит зрителям чистую воду.

Предшествовало становлению нового восприятия действительности принятие в сейме резолюции о масштабной реформе государственных СМИ, а инициатором, естественно, выступило правительство Туска. Такое решение объяснялось тем, что канувшая в Лету власть в лице «ПиС» во главе с Качиньским в течение многих лет эксплуатировала СМИ в целях собственной пропаганды. Депутаты с таким посылом не спорили: 244 из них проголосовали за. В итоге постановление об увольнении руководителей польского телевидения, радио и агентства печати минкульт выпустил незамедлительно. Известный польский журналист Роберт Мазурек возмущен волюнтаризмом нового правительства и отмечает, что своими действиями оно фактически аннулировало законодательную значимость сейма. Действительно, если каждая сфера его деятельности может регулироваться простыми постановлениями, то кому нужен такой парламент? Так и до военного положения, как в 1981 году, недалеко. А «чистка» на телевидении идет полным ходом: у большой части сотрудников заблокированы пропуска, несмотря на то что официально об увольнении не сообщают. Польские источники информации считают, что это сделано с целью помешать выносу и уничтожению финансовых документов — сигнал о новых антикоррупционных делах.

Обратной дороги нет

Сидячая забастовка сторонников «ПиС» в офисе TVP, драки с новым руководством телеканала — все это уже не поможет сохранить старые позиции. Но несмотря на лозунги о свободе слова, новая власть понимает, что сохранить этот инструмент пропаганды жизненно необходимо: как же в первую очередь поддерживать себя в медийном пространстве? Да и заменить одним махом 3000 человек очень сложно, поэтому придется набирать специалистов и из оппозиционных редакций. В результате те, кто распространял ненависть к беженцам и тщательно скрывал факты насилия на границе, под страхом увольнения будут исправно выполнять приказы новых менеджеров.

Как считает генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин, ликвидация польских ведущих государственных СМИ — это своего рода процесс саморазоблачения, который демонстрирует, что никакой демократии на Западе нет. Сторонники нового польского премьер-министра Дональда Туска откровенно говорят, что они просто сводят счеты. Ведь в последние месяцы пропагандистская машина Польши отрабатывала повестку в интересах правящей клики Дуды, Качиньского и Моравецкого и поливала грязью оппонентов правящий партии «ПиС».

Под новой вывеской

Некоторые назовут смену менеджмента и сотрудников в медийных холдингах беззаконием и нарушением конституционных норм. И будут правы. Но лишь отчасти. Тактика Туска и его команды — это, по сути, скопированные действия «ПиС». Ведь в 2015 году эта победившая на выборах партия тоже решила навести свой порядок в медийной сфере. Причем первой чистке подверглась та самая телекомпания TVP, лишившись около 200 журналистов. Они пытались протестовать, но тоже безрезультатно. В 2020-м была предпринята очередная мера, в результате которой государственная нефтяная компания Orlen выкупила медиагруппу Polska Press — главную фигуру на рынке польской прессы. Нет сомнений в том, что такой шаг был сделан для того, чтобы всей медийной мощью ударить по Туску. А сегодня произошла смена полярности — и чаша весов уже на другой стороне.

 На TVP уже посмотрели первый выпуск новостей, и канал традиционно продолжает скрывать неугодные факты. Поэтому ни слова не упоминается ни о непопулярном миграционном соглашении, принятом ЕС, ни о предоставлении сеймом дополнительных ресурсов из бюджета, чтобы компенсировать потери телевидения, ни о многих других проблемах страны. Само собой, никто ничего не рассказал и о штурме телевидения. Вот она, свобода слова. Точно такая же, как и вся польская «демократия».

МНЕНИЯ

Алексей Беляев, декан факультета журналистики БГУ:

— То, что происходит в Польше, — это никакая не реставрация постсоветского периода. Это действие новой, вполне прагматичной, понимающей ситуацию власти. Идет борьба за власть, у действующего писовского президента и представляющего «Гражданскую платформу» премьера конфликт. Все это придется терпеть до следующих президентских выборов, пока сторонники «ПиС» не будут выдворены из власти. Думаю, Туск продолжит свою жесткую линию по зачистке информационного пространства и изменениям в органах государственной власти. В конечном итоге правительство и парламент будут антиписовскими.

Ольга Шпилевская, директор представительства МТРК «МИР» в Беларуси:

— Про свободу и демократию в Польше уже давно говорить не приходится. Сейчас мы видим всю их демократию, свободу слова, свободу СМИ. Ребята, откройте глаза. Вам открыто говорят о том, кто и как финансирует СМИ. Меняется власть, становится неудобной и неугодной — значит, нужно менять информационную политику. Смотрите, читайте, внимательно наблюдайте, особенно студенты журфака. Я всегда им говорю: чтобы понимать происходящие процессы, нужно, во-первых, знать географию, во-вторых, понимать, чьи интересы за этим стоят. Мы стали старше, опытнее, но самое главное, мы стали более рассудительными и мудрыми. Мы уже не просто потребляем информацию — мы учимся анализировать, глубоко понимать происходящие процессы. Причем это касается не только условно политологов и журналистов, но и, как мне кажется, любого белоруса. Слышу разговоры обычных людей в автобусах, метро: они не бросаются на заметки из непонятных Telegram-каналов, а обсуждают и рассуждают. Это прекрасно, потому что общество, которое умеет думать и анализировать, раскачать очень сложно.

shamko@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter