Поторгуемся... в интересах государства, или Как Белорусская товарная биржа работает на экономику страны

Гонка за лотом Позволю себе хоть кратко передать динамику торга в тот самый день, когда за белорусским лесом прибыли на биржу иностранные покупатели. На продажу, в частности, были выставлены балансы березовые. Лот довольно крупный – примерно тысяча вагонов, или 200 железнодорожных составов. …Мы в кабинете Аркадия Саликова. Ему сообщают: растет цена на балансы березовые. Первоначально была заявлена по 27,3 евро за кубометр, сейчас поднялась уже до 27,9 евро.

(Окончание. Начало в N197)

Гонка за лотом
Позволю себе хоть кратко передать динамику торга в тот самый день, когда за белорусским лесом прибыли на биржу иностранные покупатели. На продажу, в частности, были выставлены балансы березовые. Лот довольно крупный – примерно тысяча вагонов, или 200 железнодорожных составов.
…Мы в кабинете Аркадия Саликова. Ему сообщают: растет цена на балансы березовые. Первоначально была заявлена по 27,3 евро за кубометр, сейчас поднялась уже до 27,9 евро.

— Значит, сумма сделки увеличилась на 4400 евро, — быстро подсчитывает на калькуляторе Саликов. – Ясно, покупатели не хотят упустить такую крупную сделку.

Покупателей осталось двое – первый выступает под № 033, второй – под

N 030. Они и соревнуются между собой в своеобразной гонке за выгодным лотом. Состязание на виду всех участников, честное и бескомпромиссное, что и обеспечивает биржевой механизм. Чем же все закончится? Мы не отрываем своих взглядов от компьютера, и нас поневоле охватывает азарт, похожий на тот, в котором ведут деловой поединок эти двое иностранцев, приехавших за белорусским лесом.

Фрагменты торгов с комментариями А.Саликова.

Маклер Евгений Малышев: — Цена реализации устанавливается на уровне 28,4 евро. Господа покупатели, прошу подтвердить свое решение. Остается двадцать секунд… Десять секунд. Готовность приобретения настоящего лота – балансы березовые в объеме

45 тысяч кубометров по цене 28,4 евро подтверждают покупатели под номерами 033 и 030.

Саликов: — Даже если и на этой цене остановится торг, то уже добавка в

54 тысячи евро.

Но торг идет и будет продолжаться до тех пор, пока не выявится победитель. То есть пока кто-то из этих двух иностранцев, говоря спортивным языком, не сойдет с дистанции.

Маклер: — Цена реализации устанавливается на уровне 29,2 евро. Остается пять секунд. Господа покупатели, прошу подтвердить свое решение.

Никто не хочет уступать.

Маклер (с чувством достоинства):

— Вот что значит белорусские березовые балансы! Цена реализации устанавливается на уровне 29,4 евро. Господа покупатели…

Саликов: — Эти два зарубежных покупателя, естественно, сейчас задают сами себе вопрос: а где они смогут купить лот такого большого объема? Им же, судя по их действиям, очень нужны березовые балансы.

Маклер: — Готовность приобретения балансов березовых по настоящему лоту ценой 29,6 евро в объеме 45 тысяч кубометров подтверждается одним покупателем под учетным номером 033. Ему присуждается победа. Поздравляю вас, покупатель, с заслуженной победой!

Таким образом, стартовая цена возросла на 2,3 евро за кубометр. Это обернулось добавкой для нашего продавца более чем в 103 тысячи евро. Вот вам и азарт покупателей-иностранцев, столь здорово сработавший на выгодную сделку. Вот вам и эффективность биржевого механизма…

Чтобы не покупать

в Африке эвкалипты

Аркадий Саликов комментирует столь интересный, захватывающий торг:

— Почему так упорно торговались эти два покупателя? У каждого за спиной их предприятия. Это крупнейшие зарубежные целлюлозно-бумажные комбинаты, польский и финский. Не то что какой-то перекупщик, который мог купить, а мог и не купить эти балансы. Здесь в какой-то мере решается судьба их производства, которое может остаться без сырья со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И если неудачливый покупатель вернется на свое предприятие, его обязательно спросят: дескать, почему не смог купить в Беларуси такое большое количество березы? Пожалел несколько десятков тысяч евро? Где ты будешь брать сырье? В Африке эвкалипты покупать, что ли? Вопросы резонные. В Украине березы нет, в Западной Европе с ней также сложно. Потому и «сражался» поляк за выставленный лот до победы.

Древесина, как видим, продана с максимальной выгодой для нашего государства. Отсюда вывод: тактически объединять лоты и правильно продавать на бирже сразу крупные ресурсы. Маленькие не столь интересны, не та активность покупателей.

И близко, и большие объемы

Еще два небольших интервью, которые я взял у иностранных покупателей непосредственно в ходе биржевых торгов.

Томаш Мурох («MONDI PACKAGING PAPER SWIECIE SA», Польша):

— Наш завод закупает в Беларуси березовые, сосновые и осиновые балансы уже семь лет. Ведем еще закупки в Чехии, Словакии, Германии, однако наиболее удобно и выгодно в вашей республике: близко и большие объемы, что очень важно для нашего мощного производства.

Организация торгов на белорусской товарной бирже постоянно совершенствуется. Каждое наше участие завершается договором, чем мы весьма довольны. Нам также приятно, что руководители биржи видят в нас серьезного и стабильного партнера. Так и есть на самом деле.

Правда, хотелось бы, чтобы я заранее знал, в каких объемах смогу покупать на бирже древесину, какие реальные возможности буду иметь в Беларуси. То есть речь идет о гарантиях. Цены же диктует рынок, мы каждый раз будем их обсуждать и всегда договоримся, это нормальный процесс.

Чернис Петерис (акционерное общество «Комета», Латвия):

— Берем у вас пиловочник осиновый. В целом впечатление от биржи хорошее, очень внимательные сотрудники, достаточно информации. Но есть и отрицательный момент, который влияет на сделки. Во всем мире биржевые торги по конкретному виду сырья организуются раз в год, здесь же – четыре раза. Это ставит в тяжелое положение как белорусских поставщиков, так и покупателей, причем не только латвийских. Мы не имеем возможности заключать договоры со своими иностранными партнерами по той причине, что в течение года цены на древесину могут меняться столько раз, сколько будет биржевых торгов. И мы теряем многих наших серьезных партнеров.

На мой взгляд, это одна из главных проблем, которая тормозит развитие лесного хозяйства и лесной промышленности в такой красивой стране, как Беларусь. Здесь есть над чем подумать вашему Министерству лесного хозяйства, руководству биржи.

Увы, биржевиков

в нашей стране нет

Ну что ж, не все пока идет на бирже без сучка и задоринки. Дело ведь новое, непростое, и мы, по образному выражению Аркадия Саликова, только учимся говорить «биржевым языком». Но чтобы этот язык освоить быстрее, всем участникам столь сложного процесса необходимо решить ряд серьезных проблем, которые уже со всей остротой встали перед биржей. Аркадий Саликов излагает их четко и ясно:

— Совершенствовать работу биржи надо по нескольким направлениям. Первое и основное – кадры. Готовых биржевиков в нашей стране нет, никто их не учит. Поэтому мы, начиная все с нуля, одновременно учим и кадры. Проблема эта будет стоять перед нами довольно продолжительное время, решать ее надо на государственном уровне.

Следующий вопрос – создание соответствующей техническо-информационной платформы. Нынешняя наша база позволяет проводить торги в локальном варианте в электронном виде. Мы ушли от молотка сразу же. Сам процесс торгов максимально нагляден и прост для всех участников. В ближайшей перспективе продавцы и покупатели смогут участвовать в торгах сидя… в своих офисах.

Ущемлены чьи-то

личные интересы?

— Еще одна важная проблема, уже не зависящая от нас, — продолжает Саликов. – Я имею в виду консерватизм мышления. Конечно, вхождение биржи в рынок – процесс длительный. Так не бывает, что, дескать, сегодня объявили об открытии биржи – и сразу же все начали работать на этих условиях. Пока ни покупатели, ни продавцы не повернулись в достаточной степени лицом к биржевым торгам.

Разумеется, мы серьезно отслеживаем эту ситуацию. К сожалению, тут присутствует и субъективный фактор. Давайте проанализируем картину: есть наработанные схемы, есть определенный интерес тех лиц, которые в этом процессе участвуют. Но переходить на систему биржевых торгов не очень хочется, хотя это и определено соответствующим постановлением правительства республики. И причина в том, что прежде всего ущемляются чьи-то личные интересы. Здесь можно говорить открытым текстом. Поэтому потребуется определенное время, чтобы эту психологию переломить.

Но есть понимание и поддержка на правительственном уровне, и я думаю, что ситуация будет меняться к лучшему. Принят ряд нормативных документов, готовятся новые, в которых предъявляются более жесткие условия к участникам совершения сделок.

— Аркадий Семенович, какие особенности работы с иностранными покупателями?

— С ними, как ни странно, легче, чем с нашими. Потому что иностранцы откровенно говорят нам: «Мы приветствуем создание биржи. Сейчас не надо куда-то ходить, с кем-то шептаться. Пришел на торги – и в очном соревновании добивайся права на заключение контракта». То есть для наших иностранных партнеров это цивилизованный способ торговли.

Сделки – более

36 миллиардов рублей

Итак, кто-то «принял» биржу сразу, кто-то явно насторожился. Я слышал, как в перерыве между сессиями в коридоре «разошелся» один наш продавец. «Что это за торги? – возмущался он. – Не могу продать лес, как я хочу».

Хоть и с некоторыми накладками, порой просчетами, может, ошибками, но биржа, образно говоря, наводит порядок в наших лесах.

Возникающие же проблемы – действительно проблемы роста.

За период со дня открытия биржи сумма заключенных на торгах сделок составила по лесоматериалам более

36 миллиардов рублей. Из которых свыше 32 миллиардов по экспорту. Сделки по металлу – 4 млрд. 662 млн. рублей. По льноволокну — 42 млн. рублей. Но это начало. Главное, что количество участников сделок продолжает постоянно расти. Тесно стало в зале торгов по металлопродукции. В прямом смысле торги вышли за пределы зала и проходят во всех помещениях биржи. Ведь если в июне участников было максимум 5—6, то сейчас – до 60.

В скором времени биржа переедет на постоянное место жительства — заканчивается ремонт ее офисного помещения, а участников торгов примут несколько специально оборудованных биржевых залов. Словом, биржа работает на экономику нашей страны. И этим все сказано!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter