Санкции бьют по странам, которые их вводят

Потолок нефтяной

Запад одобрил ограничение цен на российское черное золото — 60 долларов за баррель. Это уже привело к серьезным отрицательным последствиям на глобальном рынке. В частности, у берегов Турции образовалась пробка из танкеров — Анкара требует предоставлять данные о страховании углеводородного груза. Что дальше?

Коллаж Ольги Александровой.

Беспредельный предел

В американском минфине считают, что установленный уровень потолка цен на нефть достаточно высок, чтобы у России был стимул и дальше поставлять ее на мировые рынки. И так как ограничение распространяется именно на поставки морем, то на Западе подчеркивают, что у России теперь есть два пути. Первый — продавать нефть с ценовым потолком, используя услуги лучших в своем классе компаний из стран «Большой семерки». Второй — обратиться к более дорогим, но менее надежным организациям не из стран G7.

По сути, все эти ограничения устанавливают США и Евросоюз, но фактически закупать российскую нефть по цене выше потолка не смогут другие страны, поскольку танкеры невозможно будет застраховать и российскую нефть не сможет перевозить крупнейший в мире танкерный флот Греции. Сразу возникает два вопроса: с какого, как говорится, перепуга для России кто-то извне будет определять, какой потолок цен для нее выгоден, а какой нет, и где это видано, чтобы одной из крупнейших нефтедобывающих стран указывали, кому и каким образом продавать свое сырье? В истории взаимоотношений на мировых энергетических рынках случалось всякое, но с таким откровенным дискриминационным давлением планета, пожалуй, не сталкивалась никогда.

По мнению BBC, Россия занимает второе место в мире по добыче сырой нефти после Саудовской Аравии и обеспечивает около трети потребностей Европы.

Цель оправдывает средства?

Европейские чиновники пошли дальше и договорились о том, что в будущем предельная цена покупки российской нефти должна быть как минимум на 5 % ниже среднерыночной. В ЕС решили, что потолок цен будет динамическим и подлежит пересмотру каждые два месяца. Вполне очевидно, что коллективный Запад одновременно преследует две цели. Первая — понизить доходы России от продажи углеводородов. Ее неоднократно озвучивали публично. Вторая — ограничить биржевые цены на топливо и снизить энергетические затраты своих компаний.

Понятно, что Западу для сохранения экономического лидерства необходимо любыми средствами сдерживать рост цен на энергоносители, иначе — сильнейшая инфляция и углубление рецессии.

Большая часть запасов нефти и газа сегодня находится вне контроля западных корпораций. С российского, ближневосточного и латиноамериканского энергорынков американские, британские и европейские компании ранее вытеснили. Вот и остается им жить с надеждой, что удастся как и прежде получать энергоресурсы по минимально возможным ценам. Для достижения этой цели необходимо сдерживать экономическое развитие не только России, но и Ирана, Венесуэлы, стран Африки и Ближнего Востока.

В то же время ОПЕК искусственное ограничение цен на российскую нефть абсолютно невыгодно, так как оно ведет к снижению цен на любую другую нефть. Не исключено, что эти государства могут объявить об очередном снижении добычи «черного золота» ради сохранения текущих биржевых цен.

Добыча может быть сокращена

Россия неоднократно предупреждала, что при введении любого стоимостного потолка она перестанет поставлять сырье странам, которые пойдут на этот шаг. Вице-премьер российского правительства Александр Новак заявил, что сейчас прорабатывается механизм, который позволит противостоять установленным лимитам, независимо от их уровня. Очевидно, что самоуправство западного мира может привести к еще большей дестабилизации рынка и дефициту энергетических ресурсов. Как следствие — снижение инвестиций на многих глобальных рынках, в том числе и продовольственном.

Понимают ли брюссельские схемотехники, что плачевные последствия антирыночных игр затронут в большей степени не Россию, а ополчившуюся против нее западную коалицию? А официальная позиция российского правительства вполне предсказуема: сырье будет поставляться только в те страны, которые станут его оплачивать по рыночной стоимости, даже если, как отметил Александр Новак, придется несколько сократить добычу.

Бумеранг вернется

Введение так называемого потолка цен на российскую нефть со стороны ряда стран серьезным и продуманным шагом назвать никак нельзя, считает член Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Денис Карась. И утверждение «кто платит, тот и заказывает музыку» в этом случае не работает. Сейчас для покупателей нефти вопрос стоит так: а кто вам эту музыку предоставит? Действительно, не хотите брать по определенной цене — ищите дешевле, не проблема. Но ведь цена на энергоресурсы устанавливается и контролируется с помощью давно устоявшихся механизмов, к которым привыкло все мировое сообщество. Непосредственное участие в этих процессах принимают такие международные объединения, как ОПЕК и ОПЕК+, в которые входит и Россия. Стоимость нефти определяется в зависимости от объемов добычи и потребления, и поломать международную систему без серьезных последствий не получится.

Надо понимать, что торговать в убыток или с минимальной рентабельностью никто не будет: у России достаточно возможностей для диверсификации поставок углеводородов. Поэтому очередной санкционный порыв выглядит больше популистским, нежели экономически просчитанным. А Беларусь нефть получает без сбоев — четко в срок и по согласованным ценам, ведь вопросы нашей топливно-энергетической безопасности урегулированы взаимными соглашениями в рамках Союзного государства.

В ТЕМУ

Интернет-портал The Hill сообщает: введение потолка цен на нефть из Российской Федерации станет крахом для Запада. Отмечается, что факт введения потолка цен грозит для США и стран Европы историческим фиаско. Также подчеркивается, что из-за нехватки свободной нефти на мировом рынке существует угроза значительного роста цен на этот энергоресурс. Кроме того, потолок в 60 долларов за баррель выигрышен для России в связи с тем, что стоимость добычи российской нефти варьируется от 20 до 40 долларов.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter