Потолок ледяной, цены — жгучие: что ждет европейский энергетический рынок

Потолок ледяной, цены — жгучие!

В понедельник, 19 декабря, как минимум один член чешского правительства к вечеру был сильно навеселе. Имя этого министра-алкоголика — Йозеф Сикела, он отвечает в Чехии за промышленность и торговлю. Поводом же для опустошения припрятанной в холодильнике бутылки шампанского (скорее всего, не одной) стало принятие решения о введении в Евросоюзе предельной цены на газ. О желании отметить это событие чешский министр сам недавно рассказывал европейским журналистам. При этом с точки зрения нормального человека повод вовсе не радостный, скорее — наоборот…

На краю экономической пропасти

В борьбе с «агрессивной Россией» и собственным благополучием европейцы уже давно вышли за рамки здравого смысла и логики. Разрушение взаимовыгодных торгово-экономических отношений за последний год ввергло старушку Европу в глубокий кризис.
Его зримых примет более чем достаточно. Это и инфляция около 10 процентов по всему ЕС (а по ряду стран союза показатели превышают планку в 20 процентов). Это и взрывной рост цен на товары и услуги (энергоресурсы, к примеру, подорожали за последние месяцы на 35 — 40 процентов, продовольствие — более чем на 13). Это и деиндустриализация Европы и релокация ряда европейских производителей в более благоприятные по предлагаемым условиям страны и регионы. В частности, уже остановлено 50 процентов мощностей по производству алюминия и 70 процентов — по выработке аммиака и удобрений, на чемоданах сидят крупнейшие автопроизводители Евросоюза, выбирая новое место для создания предприятий между США и Китаем.
Главной причиной скатывания ЕС в бездну экономической рецессии (это такой эвфемизм для обозначения кризиса) стал добровольный отказ от дешевых углеводородов из России.
Еще задолго до специальной военной операции лидеры Евросоюза заявляли о желании снизить свою зависимость от российских газа, нефти и угля путем развития зеленой энергетики, увеличения объемов солнечной, ветро- и гидрогенерации, расширения использования водородного топлива. Даже специальный налог на поставляемую в ЕС продукцию придумали для стран с высоким «углеродным следом» (разумеется, Россия была на первом месте списка налогоплательщиков).

При этом в прошлом, 2021 году европейцы импортировали из России 40 процентов всего потребляемого газа. На фоне разговоров о зеленой энергетике был построен и начал функционировать «Северный поток — 1», до последнего шли работы по строительству второго, даже несмотря на противодействие со стороны заокеанских недоброжелателей. И цена была весьма приемлемой, исчисляясь в трехзначных числах в долларовом эквиваленте. Да плюс к этому ежедневно Россия по трубопроводам и танкерами поставляла в Евросоюз до 4,5 млн баррелей нефти и нефтепродуктов.

Здравому смыслу и законам вопреки…

Однако украинский конфликт негативно сказался на когнитивных способностях европейской элиты. Ради поддержки нацистского киевского режима официальный Брюссель, при активной поддержке и бурном одобрении Вашингтона, решил отказаться от недемократичных русских углеводородов. Причем практически от всех и сразу. Вначале стали замораживать возможности финансовых сделок и расчетов за купленные нефть и газ путем блокирования системы межбанковских расчетов SWIFT. Потом объявили, что не будут покупать российскую нефть, перевозимую танкерами, и запретили своим страховым компаниям обеспечивать страхование подобных грузов. Наконец, чтобы уж наверняка пресечь проникновение идеологически и политически вредных энергоносителей, организовали взрывы на обоих газопроводах «Северного потока» и остановили физические поставки дешевого трубопроводного газа из России.
Правда, законы экономики, о которых немного подзабыли западные политики, никто не отменял. И поскольку недостаток предложения при высоком спросе на товар приводит к резкому росту цены, то эти самые цены на поставляемый в Европу сжиженный газ (а других путей поставок уже фактически нет) держатся на стабильно высоком уровне и описываются четырехзначными числами. Да и с нефтью все неважно…
И тогда в ход пошли запретительно-ограничительные меры, о недопустимости которых в экономике нам так долго и нудно рассказывали либеральные западные профессора на протяжении последних 30 лет. Оказалось, что вмешательство в экономическую сферу и административное установление верхней границы цен (так называемого потолка) вполне допустимо. Если это делают западные государства, разумеется. А когда совсем недавно подобную операцию с необоснованно взвинченными ценами на продукты и товары проделало белорусское государство, нас опять тыкали носом в учебники и говорили «нельзя». Но ведь на Западе — «это другое»…

Европа уперлась в потолок

И вот «это другое» вначале привело к установлению потолка на российскую нефть, цена на которую, по мысли европейских и американских стратегов, должна быть ниже рыночной не менее чем на 5 процентов. Правда, Россия заявила, что продавать свое черное золото в убыток или по искусственно установленным заниженным ценам не собирается. Благо есть покупатели, готовые брать и платить как положено (Индия и Китай, например).

Ну и свеженькое решение ЕС о введении предельных цен на фьючерсные сделки с СПГ, принятое в понедельник, при определенных раскладах может изменить маршруты танкеров и направить их к тем же более выгодным азиатским берегам. Потому что если в случае с нефтью Европа лишается лишь российских поставок, то в газовой игре она зашла слишком далеко и установила потолок примерно в 2000 долларов за тысячу кубометров для всех поставщиков!

Суть решения в том, что с 15 февраля следующего года цена на сжиженный природный газ на фьючерсных рынках (то есть рынках, где товар продается за месяц до физических поставок) не должна превысить установленный потолок, иначе торги будут остановлены. В настоящий момент цена СПГ находится на уровне 1165 долларов за 1 тысячу кубических метров. И может расти, что позволяет закупать газ из разных источников.
Но что будет, когда цена приблизится к заветной отметке? Прошлой зимой стоимость газа доходила до 4000 долларов за тысячу кубов. При нынешних погодных условиях и отсутствии физических поставок трубопроводного газа по «Северному потоку» ситуация вполне может повториться.
Сможет ли тогда европейская элита сохранить лицо и обеспечить своих граждан энергией, чтобы те элементарно не замерзли? И не поперхнется ли тогда выпитым шампанским чешский министр, бурно радующийся вводимым ограничениям?

Ну а пока суд да дело, агентство Bloomberg сообщило, что потери Европы в этом году от своими же руками созданного энергетического кризиса уже составили около триллиона долларов! Но стоит ли переживать из-за таких мелочей в борьбе за… А, кстати, за что?

Алексей БЕЛЯЕВ, политолог. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter