В Беларуси ограничен беспошлинный ввоз международных посылок

Посыл о посылках

Любители зарубежного онлайн-шопинга сейчас проводят время не у мониторов компьютеров, а с калькулятором в руках. Указ Президента № 40, который вступает в силу через два месяца, внесет определенные коррективы в привычные траты поклонников покупок в зарубежных интернет-магазинах. Теперь многим из них придется поумерить аппетиты: норма беспошлинного ввоза товаров в международных посылках снизится с 200 евро до 22, а вес будет ограничен 10 килограммами вместо прежних 31. 


Сказать, что новость эта стала для потребителей большой неожиданностью, будет не совсем верно. Речь о необходимости откорректировать существующие нормы велась в стране уже давно. В свое время довольно серьезно поднимали эту тему и председатель Совета Республики Национального собрания Михаил Мясникович, и министр торговли, и председатель Государственного таможенного комитета. Основная мысль их посыла была предельно понятна: количество международных почтовых отправлений (МПО) растет как снежный ком, при этом большая часть таких посылок – это недобросовестные схемы импорта. В результате бюджет недополучает налоги и пошлины, а розничная торговля проигрывает в нечестной борьбе. Впрочем, удивляться тут нечему: полагаю, каждый хоть немного знакомый с особенностями интернет-торговли пользователь не раз видел на просторах байнета «копеечные» товары из Китая, которые ушлые дельцы умудряются продавать здесь с наценкой в 300%. И речь сейчас не о легально работающих юрлицах, которые заплатили все налоги и спят спокойно. 
Несколько месяцев назад один из видных таможенных специалистов привел, на мой взгляд, довольно яркий и показательный пример того, как работают такие не совсем честные схемы. Представьте: жители одного подъезда вдруг заказывают для себя планшеты. На каждую квартиру по два-три устройства, причем одинаковые модели. Понятно, что покупают их отнюдь не сами жильцы, а кто-то из их соседей таким образом по договоренности дробит «оптовую» партию, чтобы она не бросалась таможенникам в глазах. Потом он проходит по квартирам и – вуаля: партия перепродается с наваром на внутреннем рынке. Получается не совсем честно: заказывали товар, как «для себя», а в итоге —  просто помогли обмануть государство.

В Государственном таможенном комитете уже озвучили цифру: число пользователей, которые получили от 10 до 100 и более посылок в год через МПО из интернет-магазинов, превысило 250 тысяч. Анализ ГТК показал: товары ввозились для коммерческого использования, и число таких коммерческих партий за последние два года увеличилось в 6 раз. Таким образом, как об этом не раз рассказывали «Р» представители Минторга, меры ужесточения направлены исключительно на защиту внутреннего рынка. 

Возможно, некоторые любители зарубежного шопинга найдут ограничение в 22 евро слишком жестким. Между тем сумма взята отнюдь не с потолка — это стандартная европейская норма регуляции электронной коммерции. Любой житель Евросоюза трижды подумает, выгодна ли ему будет покупка из стран, не входящих в ЕС, и не превратится ли она в «золотую», если он по ней честно уплатит все налоги. Кстати, оглядываясь на европейских соседей, будет логично вспомнить и о странах ЕАЭС, где пока наши партнеры по интеграции так и не смогли выработать единую согласованную политику. В результате Беларусь стала первой, где пошли на такой решительный шаг. 

«Р» адресовала несколько вопросов в Федеральную таможенную службу России по поводу грядущих изменений в белорусском законодательстве. Заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов убежден: самый оптимальный вариант дальнейшей работы для всех стран ЕАЭС — выравнивание норм и приведение их к международным стандартам. Между тем каждое из государств вправе принять самостоятельно решение на национальном уровне. Однако, по словам Руслана Давыдова, договориться до единого знаменателя по данному вопросу — это принципиальный момент. Иначе в разы увеличивается риск перетока товаров и контрабанды внутри ЕАЭС. Российская таможня сейчас также рассматривает вопрос снижения беспошлинного лимита почтовых отправлений до 22 евро и введения фиксированного налога в размере 10—15 евро на посылки стоимостью 22—150 евро. Пока инициатива ФТС отражения в российском законодательстве не нашла. Не изменилось ничего и у других партнеров по ЕАЭС. Впрочем, стоит полагать, это исключительно вопрос времени. Наша страна просто подала партнерам хороший пример.

СТАТИСТИКА

По данным сервиса «Яндекс.Деньги», в 2015 году белорусы стали больше тратить на шопинг в китайских онлайн-магазинах, а также увеличили расходы на покупку в интернете компьютерных игр и книг. Согласно исследованиям, средний платеж белорусов в зарубежных интернет-магазинах вырос за прошлый год в полтора раза и составил 162 тысячи рублей (в пересчете по курсу Нацбанка на 25 января). В 2,5 раза выросло число белорусских покупателей на китайских онлайн-площадках, при этом число заказов на одного человека увеличилось с 4 до 6.

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter