Как в Беларуси защищают конфиденциальную информацию, рассказали в Центре по защите персональных данных

Более года в стране существует Центр по защите персональных данных. За это время сюда поступило более 800 жалоб и обращений. С какими вопросами обращаются белорусы корреспонденту sb.by рассказал заместитель начальника управления контроля и аудита Национального центра защиты персональных данных Виталий Диско.

Иллюстративное фото

Человеческая бдительность

– Каждая третья пришедшая к нам жалоба содержит информацию о нарушении прав субъектов персональных данных в организациях торговли и сферы услуг, каждая шестая – в банках, каждая седьмая – у операторов сотовой связи. Кроме того, люди жалуются на незаконный оборот персональных данных у нанимателей и на интернет-ресурсах.

Не одна жалоба пришла по такой ситуации: звонят с сообщением о выигрыше ценного приза и необходимости в этой связи забрать его на почте. Человек выдает свои данные. При этом, когда он приходит на почту, выясняется, что он должен заплатить немалую сумму за пересылку почтового отправления. Вскрыв посылку, он не обнаруживает того, что ему было обещано. Это становится причиной направления жалоб в различные инстанции, в том числе в Центр.

– Нас человек просит разобраться, откуда у мошенников оказались его персональные данные – имя и фамилия, номер мобильного телефона. К сожалению, в ряде случаев, люди сами размещают такие данные в социальных сетях, на различных форумах и иных сайтах, чем и пользуются злоумышленники. Также нередко злоумышленники пользуются как раз-таки теми «слитыми» базами данных клиентов, например, интернет-магазина, – отмечает Виталий Диско.

Ответственность за утечки

Практически каждую неделю Центр фиксирует утечки данных в разных сферах. И если выясняется, что тому вина руководителя организации, то ему может грозить даже уголовная ответственность, говорит специалист.

– К сожалению, многие руководители, в организациях которых выявлена утечка, занимают позицию жертвы, не видя своей вины в случившемся. При этом очевидно, что утечку можно было бы избежать, если бы они организовали принятие обязательных мер по обеспечению защиты персональных данных.

Сотрудники центра анализируют, как с выстраиванием систем защиты персональных данных справляются те или иные операторы, где фиксируются нарушения, на кого жалуются граждане.

– В данный момент очень много нареканий на обеспечение защиты персональных данных и соблюдение прав граждан ритейлерами. Они обладают большими массивами персональных данных, сохранность которых вызывает озабоченность у нас. Тем не менее наша работа направлена на профилактику нарушений законодательства, внеплановые проверки назначаются в крайних случаях.

По словам специалиста, очевидно, что в следующем году значительно возрастет количество плановых проверок субъектов хозяйствования, где были выявлены нарушения.

Фото БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter