Татьяна Мещанова из Гомельского района стала первой в Беларуси обладательницей титула «Лучший лесничий года»

«Построила дом, родила дочь, посадила тысячи деревьев»

Сколько угодно можно говорить, что лесничий — профессия не женская, но Татьяна Мещанова из Гомельского района уверенно развенчивает этот стереотип. Мужским коллективом Романовичского лесничества управляет твердо, каждое дерево у нее на учете, за порядком следит так, что местные нарушители недовольно бурчат: «Вот вредная!» А еще она знает лес как свои пять пальцев — не раз выводила из чащи незадачливых грибников.

От синиц до волков

Внешность модельная — характер железный. Вот поэтому Татьяне Мещановой и удалось обеспечить самые высокие показатели и победить в профессиональном конкурсе. Мы встретились с ней в уютной рощице на окраине Романовичей. Именно это место, уверена Татьяна, с первых секунд заставляет влюбиться в лес: тишину здесь нарушают лишь арии пернатых, а в воздухе витает запах весны.

— У нас водятся шесть видов синиц: длиннохвостая, хохлатая, большая, лазоревка обыкновенная, буроголовая и черноголовая гаички, — краткий курс орнитологии Татьяна сопровождает наполнением кормушки.



В лесничестве как раз сооружают партию кормушек, или, как их здесь называют, синичников. Это тоже часть производственного плана. Вокруг лесничего то и дело мелькают крылатые лесные жители. От зоркого глаза нашего фотографа не ускользнули дятел, поползень и стайки снегирей: чем не антураж для съемки историй про сказочную принцессу? У Татьяны список «свиданий» с обитателями леса более чем обширный.

— Олень у нас недавно появился, лоси часто выходят, косули постоянно скачут, лисы, зайцы. Волка вблизи наблюдала — и страшно не было!


Нарушителю наперерез

Сама Татьяна Мещанова из Гомеля, но в борьбе за девичье сердце большой город проиграл. На первом же месте работы, в Макеевском лесничестве, девушка осознала: лес — ее судьба. А уже через шесть лет, в 2007-м, возглавила Романовичское лесничество. Территория небольшая, чуть больше пяти тысяч гектаров, но со своими особенностями:

— Красиво тут! Находимся под самым Гомелем, возле реки, здесь 22 дачных кооператива, воспитывать людей приходится постоянно.

Взять дровишек из рощи напротив некоторые не прочь, правда, забывают, что это незаконно. А вот выписать лес официально, объясняет людям Татьяна, стоит недорого. В ХХІ веке вся территория лесничества под контролем, отпуск леса производится с использованием информационной системы, каждое дерево подотчетно.


Вторая беда — мусор, — качает головой лесничий. — Везут и бытовой, и строительный. Отдельными пакетами и целыми багажниками. Как можно загрязнять лес, да еще напротив своего дома?

За 15 лет суровая защитница леса проделала большую работу. Нарушители отслеживаются, владельцы машин, попавших на фотоловушки, устанавливаются с помощью ГАИ. Иногда процесс их поимки напоминает шпионский детектив: в конторе засекают по камере очередной мотоблок с мусорным прицепом, двигающийся в сторону леса, Мещанова прыгает в «Ниву» и мчит наперерез. В прошлом году на «загрязнителей» природы составили 30 протоколов, с начала 2023-го — уже четыре.

И все же нарушителей стало меньше, потому что знают: я вредная! — смеется Татьяна. — Требую беречь природу. Не для себя — для людей.


Воспитание трудом

Она не стесняется называть себя строгой и требовательной, потому что убеждена: если взялся за работу, будь добр выполнять ее как положено. Рубки — по всем правилам и под контролем, положенное количество деревьев и порубочные остатки — для сохранения биоразнообразия. Сколько вырубили леса, столько и посадили, не меньше. На посадку в лесничестве бросают все силы, чтобы успеть за те пару недель, отведенные природой для лесовосстановления. Оттого и приживаемость лесных культур первого года — 90,6 процента. Это лучший показатель среди всех участников конкурса, в котором победила Татьяна.

— Как говорят? Каждый человек должен построить дом, воспитать ребенка и посадить дерево. А лучше тысячу — вот тогда это будет вклад в наше общее будущее. Я дом построила, дочь родила, а сколько тысяч деревьев посажено, подсчитать не берусь.


О лесе Татьяна говорит почти с материнской теплотой. Знает здесь каждое дерево, каждую тропинку. Это, кстати, помогает сохранить не только природу, но и человеческие жизни. Уже который год подряд в лесничестве помогают спасателям искать заплутавших.

— По осени родители с шестилетним ребенком из Добруша гуляли, а потом поняли, что не могут выйти из леса. Конечно, люди звонят в МЧС, но лучше нас эти места не знает никто. Мы наставили много квартальных столбов, заблудившиеся читают надписи, а я по телефону веду спасателей к ним. Оказалось, семья километров двадцать «нагуляла»! Пожилые, студенты, семьи и одиночки — в последние годы по пять-шесть случаев потерявшихся.

Вставать в пять утра, в пожароопасный период почти жить на работе, пропадать днями в лесу — легкой долю лесничего не назовешь. Благо муж и 16-летняя дочь Настя относятся с пониманием.


— Я и дома строгая, ответственная, тому же учу дочь. Как-то вместе садили сосну. Говорю: «Вот наш участок, поработаешь — получишь пять рублей». Через какое-то время она мне: «Не надо денег, ограничимся мороженым. Может, уже хватит?» Но я настояла: запланировали участок — его надо закончить. Уважение к труду на практике воспитывается быстро. 

valchenko@sb.by



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter