Европейская миграционная политика направлена на селекцию людей из третьего мира

Посторонним вход воспрещен

Европейская миграционная политика нацелена на привлечение рабочих рук и светлых голов из стран третьего мира при минимуме социальных гарантий

Эммануэль Макрон недавно заметил Борису Джонсону: мол, Британии сначала надо определиться в своей миграционной политике, а потом уже предъявлять внешнеполитические претензии. Как никогда прав французский президент. Если бы еще свою риторику он направлял не только в сторону Лондона, но и внутрь Евросоюза, в котором прослеживается глубокий когнитивный диссонанс. Проповедуя классические цивилизационные ценности, политики старой Европы убеждают электорат в мировой исключительности, да и сами претендуют на глобальную морально-этическую истину в последней инстанции. Поэтому, как Чип и Дейл, неустанно спасают мир. По крайней мере, так может показаться, если почитать их официальные речи и заявления европейских чиновников. И готовы всем подарить прелести демократии. Хотя на практике миграционная политика всего лишь бизнес. Весьма четкий и прагматичный. Цель которого — залатать демографическую брешь на Старом континенте и насытить свою экономику рабочей силой. Поэтому в реальности в ЕС ждут не несчастных граждан «третьей планеты». Беженцы там если и нужны, то для пиара. А на деле нужны законопослушные, образованные и трудолюбивые мигранты, готовые трудиться на благо западной цивилизации по ценам ниже европейско-рыночных.


Европа стонет от миграционного кризиса. По крайней мере, так преподносит желание людей из неблагополучных стран насладиться прелестями западной демократии и принципами «единства, равенства и братства», которые активно рекламируют разные коммерческие и некоммерческие инициативы по всей планете. На деле нет ни первого, ни второго, ни третьего. Ведь если внимательно почитать официальные заявления, то поймем, о чем мечтают европейские политики: чтобы потенциальные мигранты не стояли на границе Европы, а соблюдали законную процедуру. А она предполагает, что граждане третьего мира на своей родине подают заявки, их рассматривают, а потом дают добро или нет. Не исходя из наличия угрозы для жизни, здоровья и других прав человека, а ценности конкретного мигранта для трудового рынка Европы. Несчастные беженцы из Сирии и Южного Курдистана совершенно не нужны. По событиям на польской границе это очевидно. Да и лагеря для беженцев и в Польше, и в Литве, да и в Германии, по своему комфорту и режиму пребывания недвусмысленно демонстрируют — гостям тут не совсем рады. Однако после начала войны в Сирии та же Германия мгновенно воспользовалась ситуацией и перетащила к себе из Дамаска медиков, инженеров и других специалистов. 

Да, нужны немецкой земле молодые, красивые и умные. Какую инициативу сейчас обсуждают в Берлине? Введение безвизового режима для россиян. Но не для всех, а моложе 25 лет! Вот такая вот возрастная сегрегация. Преподносятся такие визовые благоденствия под соусом развития международного обмена. На деле — привлечение молодежи в страну. Ведь очевидно, что даже без визовых барьеров путешествие в ФРГ могут себе позволить если не самые богатые, то вполне обеспеченные российские граждане. Словом, тот «человеческий материал», который нужен для немецкого рынка труда. Остальные — сидите дома. Дискриминация налицо. На месте россиян среднего возраста я бы подал иск в Европейский суд по правам человека. Чем российские граждане, скажем, в 40 лет хуже молодежи при всем к ней уважении? Пускай европейская юриспруденция ответит на этот каверзный вопрос! 

Собственно говоря, ответ я знаю. Средний возраст вступления в брак и рождения детей в России, как и во многих европейских странах, приближается к 30 годам. Поэтому в 20 с хвостиком у мальчиков и девочек самый высокий потенциал. Уже есть образование, у некоторых даже определенный опыт работы. Но они еще не обременены семьей, детьми, которые, с одной стороны, цветы жизни, но требуют от государства определенных социальных гарантий. А Западной Европе нужен экспорт рабочих рук и светлых голов, а не социальной ответственности. Такая вот история получается. Почти как во время монголо-татарского ига, когда при набегах в степи угоняли молодых людей. Но во времена Средневековья все было хотя бы понятно в своей неприкрытой откровенности. Нынче принципы и цели остались из старой эпохи, но маскируются за разными благостными идеологическими проектами. Впрочем, такой тренд Запад взял еще в веке XVI—XVII, когда начал нести цивилизацию в Африку и Америку. Даже накануне Французской революции в Европе публиковались серьезные научные труды на тему рабства как формы благоденствия для неразвитых народов. Мол, цивилизованные страны дают им пропитание, учат трудовым навыкам, прививают культуру… Конечно, нынче «охотники за головами» выглядят более презентабельно и называются HR. Но цели остаются прежними: привлечение рабочей силы. 

Принципы отбора, впрочем, остаются те же. Вот и чехи готовы принимать россиян на постоянное жительство. Но «правильных» россиян. Это позиция официальной Праги. Той самой Праги, которая вместе с другими партнерами по Восточной Европе рогом уперлась, не желая принимать ближневосточных беженцев. Готовы были вдрызг с Брюсселем разругаться, только бы не видеть беженцев на своей земле. Но славян — умных и трудолюбивых — готовы принимать. Если не подойдут, можно депортировать обратно на родину. Сделать это проще и ближе, чем в Ирак или Сирию. 

В искренности современной западной цивилизации мало кто сомневается. Проблема стоит намного острее. Все говорят про человеческий капитал, его ценность, что он является ключевым фактором конкурентоспособности любой современной экономики… Но если мы только говорим, то европейцы делают. Пока мы гоняемся за иностранными инвестициями — долларами и евро. Их дать не жалко: если не хватит, то еще можно напечатать. А Запад поступает более дальновидно, привлекая человеческий капитал. Вот парадокс: мы его развиваем, вкладываем весьма приличные ресурсы, что является совершенно оправданным и правильным с точки зрения социального развития страны. Создавать человеческий капитал мы умеем. А сохранять? Серьезный вопрос для размышления. Актуальный, но без простых решений. Какими-то ограничениями и контролем его не решить. Тут требуются тонкие комплексные меры. Симбиоз экономических инструментов, идеологических, социальных. Но человеческий капитал беречь надо. Это не значит, что держать в стране на привязи. Возможны его инвестиции за рубеж, но чтобы он прирастал и возвращался обратно с процентами.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter