Решат ли проблему перерасхода топлива GPS-навигаторы?

Поставить трактор на счетчик

Сегодня у сельчан горячая пора — посевная. На подготовке почвы, подвозке семян, удобрений, непосредственно на самом севе задействовано множество различной техники. Она, естественно, потребляет большое количество дорогостоящего горючего. Расходы на топливо сказываются на экономике хозяйств. Можно ли как-то сократить его потери и одновременно удешевить производство продукции? Специалисты утверждают, что да. Причем в отдельных случаях экономия может быть значительной.

Гродненская область ежегодно потребляет 110—120 тысяч тонн дизтоплива. На нынешнюю весеннюю посевную необходимо 19,6 тысячи. Это количество постепенно снижается. В прошлом году, к примеру, удалось сэкономить 5 тысяч тонн. Благодаря чему?


Заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома Виктор Леонович поясняет, что количество потребляемого топлива зависит от множества факторов: контурности полей, состава почвы, марки агрегата, глубины вспашки и так далее. Поэтому унифицировать расход невозможно, в каждом сельхозпредприятии экспериментальным путем устанавливаются свои нормы:

— Мы сделали анализ по всем хозяйствам области и увидели большую разницу. Так, при  пахоте на однотипных тракторах с использованием аналогичного плуга расход колеблется от 14 до 19 литров на гектар. Правильно было бы в данном случае списывать топливо на моточас. Но, к сожалению, далеко не на всех отечественных машинах стоят такие счетчики. Есть они у многих в  Гродненском районе. Однако среди них мало сертифицированных, поскольку это дорогое удовольствие. Обладатели таких приборов попадают в зависимость к коммерческим организациям, которые ставят счетчики на обслуживание и программное обеспечение. За что, естественно, требуют деньги.

На коллегии комитета обсудили нормы расхода топлива и дали указание сельхозорганизациям рассмотреть возможные варианты по их снижению. Повсеместно специалисты провели серьезную работу, определили, на чем можно дополнительно сэкономить. Расчеты показали: при более рачительном подходе к потреблению горючего на пахоте можно добиться его снижения на 2,5 процента; севе — 3,2; дисковании — 3,4. Если все это перевести в рубли, эффект заметный.

Главное, по мнению Виктора Ивановича, организация работы и постоянный контроль. Если этому  уделять должное внимание, успех будет непременно. Что имеется в виду? Это вовремя проведенное техническое обслуживание трактора, ежедневный техосмотр, проверка давления в шинах, правильно отрегулированный плуг и многое другое. На этом можно потерять приличные деньги. Так, из-за неисправности одной форсунки перерасход топлива может доходить до 15—20 процентов. У энергонасыщенного трактора МТЗ-2522 по этой причине потери доходят до 7 килограммов дизтоплива в час и более 6 тонн в год. МТЗ-1221 — до 3,8 килограмма и 3,3 тонны соответственно. Еще серьезнее они у К-701 — более 9 килограммов в час и 9,2 тонны за год. Сильно засорен воздухоочиститель —15 процентов, изношены шины — 6,8, затупились рабочие органы — 15—24 процента. Вот резервы, над которыми необходимо работать аграриям.

— Когда мы уменьшили норму потребления, началось движение на местах. И организацию работ там начинают налаживать, и за техникой лучше стали следить, и давление в шинах мерить, — замечает собеседник.

Финансовый выигрыш также сулит использование для заправки тракторов биотоплива. Оно дешевле обычного дизельного примерно на 20 процентов. Разница на тонне — почти 280 рублей. Но пока доля биотоплива в общем потреблении горючего чаще всего занимает 6—10 процентов.

Виктор Леонович не исключает, что некоторые сельхозорганизации теряют деньги по причине банального воровства. Сколько сегодня топлива уходит на сторону, сказать сложно, какому-либо учету это не поддается. 

СРЕДИ хозяйств с низким расходом топлива он отмечает ОАО «Василишки» Щучинского района. На вспашку одного гектара здесь тратят  около 14 килограммов горючего. В числе тех, кто жестко контролирует его расход, также ЗАО «Гудевичи» Мостовского, ОАО «Сеньковщина» Слонимского, СПК «Прогресс-Вертелишки» Гродненского районов.

В ЗАО «Гудевичи», к примеру, 18 единиц техники оборудовано GPS-навигацией. В первую очередь поставили такое оборудование на энергонасыщенные тракторы и «Амкодоры», у которых большой расход. Имеется оно и на четырех автомобилях. Правда, на автомашинах — без учета расхода топлива. Навигаторы только фиксируют километраж, время в пути, работу двигателя. Списание горючего осуществляется согласно пробегу и существующим нормам. На два «Амкодора» и два МТЗ-1221 установили так называемые бесконтактные счетчики. Их не видно визуально. Но механизаторы знают о существовании таких приборов и не рискуют химичить. Показания снимаются раз в два дня.

Главный инженер акционерного общества Николай Слаута поясняет:

— По GPS-навигаторам видно все до мелочей: по какому маршруту техника двигалась, сколько преодолела километров, переездов с одного места на другое, перемещений впустую без выполнения работы. Особенно это заметно на «Амкодорах». Допустим, человек пишет, что отработал восемь часов, а по счетчику получается лишь четыре. Остальное — простой. В то время как на час работы списывается два литра, на восемь часов получится 16. Поэтому механизатор мог бы 8 литров спокойно слить себе, но счетчик не позволяет ему это сделать.

В хозяйстве установили строгие нормы потребления топлива. Они настолько жесткие, что не всегда механизаторам удается вложиться в них. Люди жалуются на пережог. На трамбовке зеленой массы и на погрузке обычно вопросов не возникает, а вот при буртовке органики на влажной почве нагрузка получается выше и расход больше. Чтобы снять все разногласия, проводится хронометраж выполненных работ. В «Гудевичах» есть специалист, который занимается таким подсчетом.

Сократить расходы можно и за счет рационального использования техники. Каждое утро на планерке в хозяйстве оговариваются все дневные работы. Тракторы и автомобили стараются задействовать так, чтобы они не возили воздух. Если техника доставляет с ферм на поле органику, то обратно должна везти от скирды солому на подстил. Одновременно здесь следят за тем, чтобы не было перегрузки. Ведь тут палка о двух концах: сэкономил на горючем, но потом больше можно потерять на ремонте в случае поломки.

Николай Михайлович отмечает, что если с тракторами все более-менее понятно, то с автотранспортом несколько сложнее. В условиях собственного хозяйства есть возможность маршрут оптимизировать. А вот выезжая за грузом за его пределы, в одну сторону приходится двигаться порожняком. Можно было бы захватить попутный груз, но нет лицензии на его перевозку.

Несмотря на то что контролирующая аппаратура стоит денег, все затраты на нее окупаются сторицей. Подсчитано, что на пахоте после хронометрирования потребление дизельного топлива уменьшилось на 1 литр на каждом гектаре, дисковании — на 2 литра. Особенно возрастает экономия в пору полевых работ — время наибольшей загруженности техники.

ЭЛЕКТРОННЫЕ приборы здорово помогают в экономии топлива. Но они все же не до конца решают проблему. Тут еще требуется и добросовестное отношение людей к своим обязанностям. Ведь тот же механизатор может при желании где-то подальше от глаз людских провести не полную, а только поверхностную обработку почвы. А сэкономленное таким образом горючее — присвоить.


gennadijj-gil@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter