Постарайся себя не терять

Рекордсмен мира, двукратный олимпийский чемпион Сергей Копляков вчера отметил полувековой юбилей

Рекордсмен мира, двукратный олимпийский чемпион Сергей Копляков вчера отметил полувековой юбилей


В день своего рождения Сергей Викторович Копляков ждал звонка. Звонка особенного, выделяющегося из массы остальных. Сергей Викторович очень хотел услышать в этот день голос сына. «Если он позвонит, поздравит — это будет лучшим подарком...»


Уроженец Орши Копляков, проживший практически всю свою сознательную жизнь в Питере и являющийся гражданином России, вернулся в Беларусь пару лет назад.


Сегодня двукратный олимпийский чемпион и рекордсмен мира по плаванию работает тренером Минского городского центра олимпийского резерва по водным видам, передает свой громадный опыт будущим звездам белорусского плавания. А научить Сергей Викторович может многому. Он без преувеличения лучший пловец в истории Беларуси, наш первый и единственный среди мужчин олимпийский чемпион (из белорусов, помимо Коплякова, на высшую ступень олимпийского пьедестала поднималась только Елена Рудковская).


Заняться плаванием Сергея «заставила жизнь». Как–то он вместе с братом катался на лодке. Она перевернулась. Сергей не умел плавать и стал тонуть. Спас брат. «После этого случая непременно решил научиться плавать, — вспоминает Копляков. — Пришел к родителям и попросил отдать меня в секцию. Правда, вскоре по состоянию здоровья пришлось оставить бассейн. Вернулся благодаря тренеру Эдуарду Станиславовичу Чаусу. Он пришел к нам в школу набирать детей, вспомнил меня и пригласил заниматься».


В это трудно поверить, но уже в восьмом классе Сергей выполнил норматив мастера спорта СССР! А в 1974 году Копляков выиграл крупные международные молодежные соревнования и попал в поле зрения тренеров сборной Союза. Сам говорит, что в этом возрасте осознал, что плавание может стать для него не только хобби, но и работой. В 16 лет белорусский вундеркинд вошел в национальную команду СССР и переехал в Ленинград, на носу была Олимпиада в Монреале...


— Когда попал в сборную, был значительно слабее других ребят, — говорит Сергей Викторович. — Перед Олимпиадой не думал ни о каких медалях, все мысли сводились к одному: только бы войти в выездной состав. Удалось. В 17 лет я отправился на свои первые в жизни Игры. В Монреале после мюнхенской трагедии были предприняты чрезвычайные меры безопасности. Например, на все тренировки и старты мы ездили в сопровождении морских пехотинцев. В индивидуальной дисциплине выступил откровенно слабо. Перегорел, не справился психологически. Перед полуфинальным заплывом массажисты приступили к традиционной растирке для разогрева мышц. А я из–за стресса ничего не чувствовал: просил их растереть еще и еще. Когда же, наконец, ощутил эффект от массажа, было поздно, произошел термальный ожог. В таком состоянии показать хорошие секунды было невозможно. В эстафете я проплыл гораздо быстрее.


— Правда, что вы были строптивым молодым человеком, и даже тренер–диктатор Генрих Яроцкий не мог с вами совладать?


— Характер у меня своевольный, что ж с этим поделать.


— Наверняка, выиграв в Монреале в эстафете «серебро», у вас появилась мечта и о «золоте».


— Она пришла позже. К 1978 году я стал лидером сборной и какое–то время даже находился на первом месте в мировом рейтинге. На чемпионате мира 1978–го занял третье место вслед за двумя американцами, проиграв им совсем чуть–чуть. И тогда осознал: с ними можно бороться! Желание побить заокеанских пловцов стало для меня новым стимулом. Еще большую уверенность в собственных силах придало установление мирового рекорда в 1979 году. Дистанцию 200 метров вольным стилем я проплыл за 1.49,83 (до этого рекорда все мировые специалисты считали, что данную дистанцию просто нереально преодолеть быстрее, чем за минуту и 50 секунд, называя это время «критическим» рубежом).


— Вы рады, что американцы бойкотировали Игры в Москве и вы уверенно завоевали «золото» на двухсотметровке вольным стилем?


— Мне, так сказать, было ни жарко ни холодно. Это их выбор. Те, кто хотел приехать, приехали. Олимпийская медаль есть олимпийская медаль. Мне все равно, кто был на соревнованиях, а кто не был.


— Вы завершили спортивную карьеру через два года после Олимпиады. Почему так рано?


— В те времена скамейка запасных у сборной была огромной. Руководство посчитало, что я стал слишком старым, назвало меня неперспективным, решило, что должен уступить дорогу молодым.


— То есть вас банально вынудили уйти из большого спорта?


— Меня вывели из состава сборной и сняли с обеспечения. Было предложено тренироваться самостоятельно. Однако я трезво оценивал ситуацию. Тренируясь один, я бы не смог держать свой результат, для роста необходимы спарринг–партнеры. А к тому времени я был женат, надо было обеспечивать семью. Пришлось уйти на тренерскую работу.


— Обидно было?


— Немного. Я ведь еще мог и хотел плавать. К счастью, новая профессия затянула меня с головой, это помогло отвлечься.


— После окончания карьеры не думали вернуться на родину?


— Ленинград стал моим домом, к тому же родился сын. Не хотелось переезжать, заново обустраиваться с маленьким ребенком.


— Далеко не все спортсмены после завершения карьеры идут в наставники. Почему вы выбрали эту стезю?


— Окончил институт физической культуры, получил диплом тренера–преподавателя. Но главное — мне нравилось тренировать детей. Работал в бассейне до 1996 года, а затем с друзьями решили податься в бизнес. Создали небольшую компанию, занимались галантерейными товарами, тканями. Трудился в ней четыре года и уехал в Австрию к супруге, которая некоторое время уже работала в этой стране. В Австрии прожил год. С женой развелись, я отбыл назад в Питер. Сын остался в Австрии.


— Это был сильный для вас удар?


— Нет. Это жизнь. Некоторые женятся–разводятся по 10 раз.


— Вы поддерживаете отношения с бывшей супругой?


— У нас была очень конфликтная ситуация, и сейчас мы вообще не общаемся.


— А с сыном видитесь?


— Редко, в последнее время практически нет.


— Чем занимались по возвращении в Петербург?


— Бизнесом, но вскоре понял, что это не мое. Вернулся на тренерскую работу, правда, уже на коммерческой основе. У мамы (она живет в Минске) в это время начались проблемы со здоровьем. Периодически навещал ее. В один из моих приездов предложили работу. Решил перебраться в Беларусь. Пару лет назад встретил женщину, в которую влюбился как мальчишка, по уши. Живем сейчас с ней.


— У нас тренером из–за мизерной зарплаты не хотят работать даже выпускники вузов. Как же вы согласились?


— Мне на жизнь хватает.


— Не хотели бы поработать с белорусской сборной?


— Конкретных предложений не было, только разговоры. Но я и сам считаю, что пока рановато. Надо получше изучить ситуацию изнутри.


— Чувствуете, что вам 50?


— Нет. Стараюсь вообще не думать о возрасте, а душой я молод.


Досье «СБ»


Сергей Викторович Копляков. Родился 23 января 1959 года в Орше. Заслуженный мастер спорта. Двукратный олимпийский чемпион (в 1980 году на дистанции 200 метров вольным стилем и в эстафете 4х200 вольным стилем). Серебряный призер Олимпиады (в 1976 году в эстафете 4х200 вольным стилем, в 1980 году в комбинированной эстафете 4х100). Семикратный чемпион Европы. Двадцатикратный чемпион СССР. Обладатель рекорда мира и Европы на дистанции 200 метров вольным стилем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter