Последняя капля

Журналистское расследованиеПервое, что бросается в глаза на информационном стенде Волчинского сельисполкома Каменецкого района, — график приема граждан в Совете Министров. На соседних листках — адреса и телефоны различных служб, куда можно обратиться за помощью. Жалуйтесь! Только жителям деревни Костари, расположенной в 6 километрах от Волчина и еще ближе от границы с Польшей, обивать пороги чиновников некогда. Осенью работ невпроворот. Вот–вот морозы нагрянут...

Первое, что бросается в глаза на информационном стенде Волчинского сельисполкома Каменецкого района, — график приема граждан в Совете Министров. На соседних листках — адреса и телефоны различных служб, куда можно обратиться за помощью. Жалуйтесь! Только жителям деревни Костари, расположенной в 6 километрах от Волчина и еще ближе от границы с Польшей, обивать пороги чиновников некогда. Осенью работ невпроворот. Вот–вот морозы нагрянут...


На все Костари 16 домов и 41 житель, из которых 28 человек трудоспособного возраста, 8 детей и 5 пенсионеров. При таком раскладе никак не назовешь деревню умирающей. Но складывается у сельчан впечатление, что отношение к ним, как к вечно охающей брюзгливой старухе. Безразличное. Рейсовый автобус в Костари не заходит. Магазин ютится в строении, похожем на дачный сарайчик. А с июня нет в Костарях и воды...


В понедельник побывала в деревне и лично убедилась: единственный «рабочий» колодец зияет черной пустотой. Ушла вода, колонки во дворах пересохли, из кранов в домах — ни капли.


— Воду нам привозит машина, — вводит меня в курс дела Марина Цюпак, хозяйка крайнего деревенского дома, поднимая на ступеньки крыльца 40–литровый бак с водой.


Вместе прикидываем, что на стирку ей нужно три таких бака, бак — в дом, еще два — для готовки еды свиньям. И помыться семье нужно: бани–то в деревне нет.


— Из–за того что ночью коровы не поятся, теряем молоко, — продолжает Марина. Она доярка на ферме ОАО «Восход–Каменец». Коровам дважды в день привозят воду, но буренки пьют много. Недостаток питья сказывается на молоке. А зарплата Марины напрямую зависит от удоев.


У алюминиевых баков посреди центральной сельской улицы встречаю Петра Мисиюка. В Костари он приехал из Санкт–Петербурга. Вернулся на старости лет в родительский дом. Силы у Петра Петровича есть, поэтому держит двух коров, телку, 5 овец. За забором — куры и гуси. Это сколько ж воды такому хозяйству надо!


— Каждый день наливаю по 10 — 20 ведер, — жалуется пенсионер. — Скоро вода в баках станет замерзать. Уже к концу недели синоптики обещали заморозки.


Ольге Мось, соседке Мисиюка, воды нужно поменьше — 2 — 3 ведра. Бабушке 85 лет, живет одна, сил осталось немного, а воду таскать приходится...


Однако местная власть в лице председателя Волчинского сельисполкома Ивана Каравая считает, что ничего страшного в Костарях не случилось.


— Ситуация с водой нормальная, — огорошил меня Иван Иванович, пытаясь вначале уйти от разговора. Но, помявшись, продолжил: — Есть технологические моменты. Еще немножко нужно подождать. Полевые работы, денег нет у хозяйства. И у сельсовета тоже...


Подождать? Воды в Костарях и соседних Сивках нет уже пятый месяц. Заилилась артезианская скважина, централизованно снабжавшая водой два села и ферму ОАО «Восход–Каменец». Специалисты сельскохозяйственного предприятия пытаются своими силами решить проблему, но ничего не получается.


— Завтра возьмем у газовиков компрессор, еще раз попробуем прокачать. Если и на сей раз ничего не выйдет, придется бурить новую скважину. Понадобится время на проектирование, на сами работы. Большие деньги нужны, — сокрушается инженер хозяйства Виктор Калехович.


В Костарях только грустно улыбаются: к подобным «завтракам» они привыкли. Кашу из них не сваришь. И отопление не включишь: в кирпичных домах молодых сельчан установлено паровое отопление. Чтобы заполнить систему, нужно немало ведер на чердак перетаскать...


Но есть еще один момент. Вода для здешних жителей была и остается бесплатной. Даже те семьи, в домах которых водопровод, за воду не платили. Все расходы на плечах хозяйства: содержание скважины, ремонтные работы, а теперь — подвоз воды и, скорее всего, бурение новой скважины. Правильно ли это? Адресую вопрос в Каменецкий райисполком.


— Там есть организационные вопросы. Но принять скважину на свой баланс ЖКХ может лишь в том случае, если хозяйство приведет ее в порядок. В таком состоянии коммунальники на обслуживание ее не возьмут. Хозяйство всегда было на хорошем счету, могло найти деньги раньше, пусть ищет сейчас, — категоричен заместитель председателя Каменецкого райисполкома Иван Будкевич, курирующий коммунальную сферу.


Что ж, из всего увиденного и услышанного ясно, пожалуй, только одно: Костари, Сивки и животноводческая ферма хозяйства ОАО «Восход–Каменец» еще какое–то время будут без воды. Может, грядущие морозы подстегнут руководителей к быстрейшему поиску выхода из сложившейся ситуации? Людям такая волокита непонятна. Сельчане называют происходящее одним емким словом — бездействие...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter