По творческому наследию режиссера Георгия Натансона будут изучать советскую эпоху

Последний романтик

фото peoples.ru
Режиссер Георгий Натансон в своих картинах “Шумный день”, “Старшая сестра”, “Еще раз про любовь”, “Валентин и Валентина” всегда пристально вглядывался во внутренний мир человека. Помогала ему в этом человеколюбивая драматургия Виктора Розова, Александра Володина, Эдварда Радзинского, Михаила Рощина. За подробностями быта и психологических переживаний маячили вечные ценности — любовь, сопереживание, доверие, взаимопомощь. Может быть, поэтому фильмы Натансона зрители с интересом смотрят и сегодня. Все они в свое время стали хитами проката и сегодня совершенно не устарели.

В отличие от некоторых своих коллег Георгий Натансон был лишен высокомерия. Он зажег немало ярких звезд на экране. В его фильмах свои первые кинороли сыграли Татьяна Доронина, Алла Ларионова, Олег Табаков. Говорят, режиссер яростно сражался за Доронину — членов худсовета “Мосфильма” не устраивала ее слишком яркая харизма, говорили, что кино ей противопоказано. Натансон отстоял актрису. А фильм “Еще раз про любовь” вообще упрекали в аморальности. Знало бы киноначальство, какие времена грядут и что будут показывать на экране.

Профессионализм Натансон нарабатывал, будучи ассистентом или вторым режиссером у таких мэтров, как Пырьев, Довженко, Юдина, Пудовкин, Тарковский. Было у кого учиться. И дебютировал относительно поздно — в 35 лет полнометражной анимацией “Небесное создание”.

“Вклад Георгия Натансона в кинематограф особый, большой, красивый и светлый. Именно на его фильмах будущие поколения будут изучать, какой была Россия, какие были люди, какие были потрясающие актеры”, — уверен народный артист России Николай Бурляев. “Он верил актеру и был предан ему, и это, наверное, было главное его качество”, — отметил писатель, историк и драматург Эдвард Радзинский. А народная артистка России Марина Зудина, сыгравшая в картине “Валентин и Валентина” лишь свою вторую кинороль, вспоминает, что и после окончания работы Георгий Григорьевич следил за творчеством своих подопечных, умел восхищаться талантом, сохранял трезвый взгляд на жизнь: “Он ходил на мои спектакли, интересовался тем, что я делаю. У него был такой вкус к жизни! Это удивительное свойство, сейчас оно не так часто встречается. Отсутствие всякого цинизма. Он удивлялся людям, тому, что происходит вокруг, и чаще со знаком плюс, чем со знаком минус — это тоже талант. Он был талантливым человеком и талантливо жил”.

Натансон мог позволить себе творческое хулиганство. Картине, созданной по мотивам пьесы Эдварда Радзинского “Приятная женщина с цветком и окнами на север”, дал эксцентричное название “Аэлита, не приставай к мужчинам”. Одну из лучших своих ролей — простодушную и одинокую Аэлиту, ждущую своего счастья, — там сыграла Наталья Гундарева. Валентин Гафт сочно изобразил мерзавца, брачного афериста Скамейкина. Одним из первых Георгий Натансон снял фильм о терроризме, словно почувствовав, что в скором времени это принесет немало бед: драма “Взбесившийся автобус” была основана на реальной истории захвата бандитами школьного автобуса с детьми во Владикавказе.

В 2005 году Натансон в статусе живого классика был гостем Минского международного кинофестиваля “Лістапад”. Но поводом вдруг вспомнить о нем стала печальная весть: в прошлое воскресенье, 17 декабря, Георгий Григорьевич умер. Ему было 96 лет. Он прожил полнокровную жизнь в искусстве, которой можно только восхищаться...

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter