Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Бесит безответственность»: в гостях у «Кода личности» – кинорежиссер Кирилл Халецкий

«Если у режиссера плохое настроение – кранты, просто труба»

Профессиональному старту кинорежиссера-постановщика Национальной киностудии «Беларусьфильм» Кирилла Халецкого можно позавидовать. Ему всего 23, а он уже дебютировал с полнометражной лентой – лирической комедией «Киношники», где вместе с молодыми актерами сыграл и мэтр сцены Юрий Стоянов. На проекте «Код личности» телестудии издательского дома «Беларусь сегодня» Кирилл рассказал о фейловых моментах, случавшихся на съемках, и помечтал о суперсиле, которой ему хотелось бы обладать.


«Ощущение, что крышу снесло»

На первый взгляд может пока­заться, что Кирилл – этакий любимчик фортуны. Одна­ко не все так просто. В том, к чему он пришел в своем возрасте, нет случайности, а есть упорный труд и многочисленные попытки заявить о себе, рассказывает режиссер:

– После школы по­сту­пил в академию искус­ств на бюджет – специальность «режиссер кино и телевидения». Во время учебы уделял внимание своим проектам. Да, есть обязательная программа и курсовые, но во внеурочное время собирался с ребятами, чтобы делать свое кино. В тот год нас на курсе было 12, но я один не побоялся и отправил свои первые работы на фестивали. Первую короткометражку на четыре минуты отослал на более чем сто фестивалей мира. Ответили только семь, и на трех из них я что-то взял. Это была первая победа над собой. В 2019 году мы с отцом едем в Париж на фестиваль, где я занимаю третье место. Было ощущение, что крышу снесло. Тогда я понял, что мое кино понимают не только мама, папа, бабушка, но еще и другие люди. Я ощутил веру в себя и продолжил снимать дальше. Хронометраж моих работ рос. В итоге распределился на кино­студию «Беларусьфильм» на должность режиссера-постановщика.

Режиссер анонсировал фильм, над которым работает сейчас, – он на патриотическую тематику:

– Министерство культуры поручило нам создать фильм о государственных символах. Я стал думать, как сделать его интересным. Хотелось по­казат­ь с точки зрения молодого человека и его размышлений. К примеру, знаем ли мы, в чем отличие советского герба от нынеш­него? Для меня патриотизм равно дом. Когда я на короткое время уезжаю в Москву по делам, в самолете или поезде уже хочу домой. Мне некомфорт­но. Минск – мой родной город, здесь моя семья и мое место силы. Поэтому принцип «где родился, там и пригодился» в моем случае работает.


Искренность прежде всего

Зрители в студии предложили Кириллу помечтать, какой суперсилой он хотел бы обладать. Его ответ для многих стал откровением:

– Наверное, хотелось бы наделить своих родных здо­ровьем. Когда мы сталкиваемся с проблемами близких, ощущаем бессилие. Да, медицина помогает, но не всегда так получается. Поэтому, если бы я мог помочь своим родным стать здоровее и прожить подольше, был бы очень рад.

Кино – та стезя, где очень часто сталкиваешься с полным разочарованием, рассуждает режиссер: 

– Но это и есть слабость. Она непозволительна режиссерам, художникам. Назад дороги нет. Нужно гнуть свою линию и идти до конца. Да, иногда опускаются руки. Но в этот момент напоминай себе, для чего ты здесь. Это не про славу. Мною движет энтузиазм: хочется творить, рассказывать миру что-то новое, показывать то, чего еще не было. Ключевые вопросы, которые должен задавать себе творец: какова твоя цель и что нового ты принесешь своей работой в свет? Эти два вопроса должны стоять у истоков любого творчества. Если ты честно и искренне ответишь себе на них, пожалуйста, твори.

Студент МГЛУ Павел Матарас поинтересовался у гостя программы, что его бесит в работе. Режиссер не скрывает:

– Бесит безответственность. Бывают случаи, когда мне проще самому что-то сделать, чем сто раз объяснить и потом все равно получить не такой результат. Поэтому сценарий (к «Киношникам». – Прим. «ЗН») написал сам, кино снял сам, смонтировал тоже сам. И на площадке, когда актерам ставил задачу, показывал, как играть, сам. Тарковский говорил: если хотя бы на 27 процентов то, что ты при­думал, похоже на то, что ты снял, это уже большой успех. Нужно быть пластичнее. Поэтому команду вокруг себя собираю из людей, на которых могу положиться.

Кирилл Халецкий посоветовал начинающим актерам и режиссерам не питать иллюзий по поводу избранной стези:

– Даже на моем потоке в университете многие, как говорил мой мастер, пришли не на свою улицу. Думали, что кино – это красочный сказоч­ный мир, но столкнулись с жесткой реальностью, где их ставят в определенные рамки, учат, ограняют, как алмазы. Поэтому еще до этапа поступления в творческие вузы советовал бы взвесить свои силы, понять, действительно ли ты хочешь этим заниматься. И если да, тогда иди до конца.


Только не плакать 

Кирилл Халецкий принадлежит к тому сорту людей, для кого избранное дело не работа, а образ жизни. Признается: хотелось бы, чтоб как у всех – пять дней режиссер, два дня отдыхает – но не получается:

– Я постоянно над чем-то работаю, думаю. Это непрерывный моз­говой штурм, бесконечные заметки, идеи – вот в этом я варюсь постоянно. За примером далеко ходить не нужно: мой дебютный фильм прошлым летом сняли за 21 день. При этом семь месяцев работали над сценарием. Как один из соавторов, точно помню, что версий сценария было 12. 12 увесистых талмудов, в которых что-то постоянно переписывалось! В такие моменты тяжело не опустить руки. Я каждый съемочный день настраивал себя так: сто процентов что-то пойдет не так, и важно понимать, насколько все окажется плохо. Поэтому, когда что-то случалось, я был к этому готов и абсолютно спокоен. 

На просьбу вспомнить фей­ловые моменты, которые случались на съемках, режиссер рассказал об одном таком эпизоде, приключившемся во время работы над «Кинош­никами»:

– Мы должны были снимать сцену, где наш герой стреляет из автомата, но совер­шенно случайно в тот день не согласовали стрельбу из оружия. Только представьте: кино­студия находится практически в центре города, рядом телевидение. Снимать такую сцену без согласования явно не очень хорошая идея. Ко мне приходит вся команда с вопросом: «Что будем делать? Может, нарисуем патроны?» Актер­ы «стреляли» из ППШ, а это 600 патронов в минуту, к тому же снимаем в слоу-мо – не нарисуем. В итоге этот кадр сняли в отдельный день, когда все было согласовано. В целом, все решаемо, главное – не разочароваться в самом себе и вооб­ще не плюнуть на все. В съемочном процессе очень важно, в каком настроении пришел режис­сер, потому что все на него смотрят. Если он нервный, это кранты, просто труба. И не дай бог режиссер заплакал – все, авторитета ноль. Это нервная работа: ты должен ежеминутно принимать важные для всей картины решения, от которых зависит дальнейший расклад событий. 

БЛИЦ

– Если цвет, то...

– Желтый.

– Если вкус, то...

– Сладкий.

– Если время года, то...

– Лето.

– Если книга, то...

– «В ожидании Годо».

– Если фильм, то...

– «Человек – швейцарский нож».

– Если слово, то...

– Сегодня услышал интересное: дундук.

– Если чувство, то...

– Любовь.

– Если качество, то...

– Искренность.

derzhanovich@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter