Премьер-министр Британии Тереза Мэй объявила о своей отставке

Последние МЭЙские дни

В предыдущем номере мы уже писали, что это неизбежно. Тут все понятно — и неспособность Мэй заручиться поддержкой своего плана брексита. И разногласия в собственной Консервативной партии, лидером которой она является. И недовольство ее действиями практически всей страны, поставленной в двусмысленное положение перед европейскими партнерами. Никогда еще, не считая Мюнхенского сговора, британская дипломатия не выглядела столь беспомощной, как сейчас. Знаменитые слова Черчилля о «выборе между позором и войной» пророчески обернулись для Британии тем, что она получает и войну (в данном случае торговую), и позор.

Фото РЕЙТЕР

Тереза Мэй объявила, что уйдет в отставку с поста лидера Консервативной партии 7 июня. Но останется премьером Британии до избрания нового лидера партии. После выборов главы тори Мэй покинет пост премьер-министра. По ее словам, она всегда будет сожалеть о том, что ей не удалось осуществить брексит. В конце выступления премьер-министр расплакалась.

Что ж, перефразируя ее собственные слова, экзит (то есть ее уход) есть экзит. Во всей этой истории есть и положительный момент. И заключается он вот в чем. В последние годы в мировой политике возобладала иллюзия, будто с помощью новых политтехнологий возможно все. Повернуть избирателя в нужную сторону, затем развернуть его на 180 градусов, манипулировать им, одурачивать его фееричными шоу, скрывая истинные интересы немногих.

Брексит, пожалуй, и был такой политтехнологией. Прежний лидер консерваторов Дэвид Кэмерон поиграл в свою игру, затеяв брексит, проиграл и тихо удалился. Ему на смену пришла Мэй, которая тоже не хотела брексита и выступала за то, чтобы остаться в Европейском союзе. То есть брексит не был ее внутренним убеждением. Однако, став премьер-министром, она и пообещала успешно довести до конца выход из ЕС.

Но как можно делать то, что расходилось с твоими собственными убеждениями? Это расхождение, этот «плюрализм в одной голове» расколол сначала Консервативную партию, а потом и всю страну.

Оказалось, что не все можно сделать с помощью политтехнологий. Особенно в таком глубинном тектоническом сдвиге, как выход из Евросоюза. В истории Британии была премьер-женщина, которая способна была даже войну начать. Но выиграть ее можно, будучи глубоко убежденной в своей правоте. Если говорить простыми словами, то в отличие от Маргарет Тэтчер у Терезы Мэй, кажется, не было такой правоты.

 Спор о торговле с Евросоюзом стал лишь одним из примеров многочисленных разногласий в парламенте и правительстве о том, как наилучшим образом защищать британские интересы на переговорах по брекситу. Нерешенный вопрос границы между Великобританией и Ирландией также стал причиной конфликтов и в парламенте, и в Консервативной партии. В итоге Тереза Мэй потеряла поддержку даже в собственной партии.

С этим вся ясно. А вот что станет с дальнейшим процессом брексита, по-прежнему окутано густым лондонским туманом.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter