После создания ЧУП

Как будет развиваться частное предпринимательство после вступления в силу Указа № 760, в каких правовых условиях будут работать частные унитарные предприятия, как платить налоги?

Как будет развиваться частное предпринимательство после вступления в силу Указа № 760, в каких правовых условиях будут работать частные унитарные предприятия, как платить налоги — об этом шла речь в беседе нашего корреспондента с заместителем начальника налоговой инспекции Министерства по налогам и сборам по Могилевской области Инной Ануфриевой. 

— Инна Ивановна, как проходит на Могилевщине процесс перехода наших ипэшников в «унитарии»? 

— Принятие главой государства Указа № 760 внесло значительные коррективы в порядок и условия ведения бизнеса такой категорией плательщиков, как индивидуальные предприниматели. Напомню, что в соответствии с указом с января следующего года индивидуальные предприниматели смогут использовать в качестве наемных работников только членов семей и близких родственников. Поскольку для большинства предпринимателей такое требование трудновыполнимо, Президентом Республики Беларусь были приняты в этом году в дополнение к прошлогоднему Указы №№ 302 и 496, которые значительно упростили процедуру преобразования индивидуалов в частные унитарные предприятия и создали определенные преференции в их работе. Так, скажем, индивидуальный предприниматель, создавший частное унитарное предприятие, сможет в течение года с момента его регистрации осуществлять кассовые операции в прежнем порядке. Сам переходный процесс в Могилевской области идет достаточно активно. На сегодняшний день 186 индивидуальных предпринимателей уже создали ЧУПы, более трехсот находятся в стадии регистрации. 

— После создания индивидуальным предпринимателем частного унитарного предприятия неизбежно встает вопрос о выборе системы налогообложения. Не могли бы вы подробнее рассказать об этом? 

— Речь идет о двух действующих у нас системах налогообложения – общей и упрощенной. Общая система налогообложения, кроме восьми основных налогов, установленных специальными законами, включает также до 13 республиканских и местных налогов, сборов и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды. 

В среднем субъект хозяйствования, работающий по такой системе, ежемесячно представляет в налоговые органы до 12 налоговых деклараций, требующих выполнения определенных экономических расчетов, в зависимости от осуществляемого вида деятельности, номенклатуры выпускаемой продукции, перечня оказываемых услуг. В этих условиях наличие в штате бухгалтера либо привлечение услуг специализированных организаций является объективной необходимостью. 

На этом фоне более привлекательной выглядит упрощенная система налогообложения, принятая в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.03.2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения». А принятие главой государства Указа № 497 в дополнение к вышеназванному сделало упрощенную систему налогообложения еще более благоприятной для осуществления предпринимательской деятельности, позволив значительно снизить сумму налоговых платежей для организаций, занимающихся розничной торговлей или оказывающих услуги общественного питания. Кроме того, привлекательность данной системы налогообложения обусловлена ограничением круга самих налогов, упрощением ведения, бухгалтерского учета и дифференцированными ставками налогов. 

— А как дифференцированы эти ставки и могут ли предприниматели оперировать ими самостоятельно? 

— Ставка налогов при упрощенной системе налогообложения устанавливается в размере 20, 10 и 8 процентов (с уплатой налога на добавленную стоимость). Говоря о предоставленном праве выбора самостоятельного применения ставок налога, следует отметить, что это зависит от того, планирует ли организация или предприниматель уплачивать налог на добавленную стоимость или нет. 

— Похоже, что в целом система упрощенного налогообложения действительно выглядит более привлекательной. И что нужно сделать для перехода на нее? 

— Для перехода на данную систему налогообложения вновь созданные частные унитарные предприятия должны в течение 10 календарных дней со дня государственной регистрации подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Следует отметить, что при отсутствии отдельных реквизитов для подачи заявления, таких как печать либо учетный номер плательщика, заявление все равно будет принято налоговыми органами к рассмотрению. 

Во всем мире бизнес развивается по цивилизованному пути концентрации капитала и отхода от «серых» и «полусерых» схем. Наша страна — не исключение и я уверена, что переход индивидуальных предпринимателей к частным унитарным предприятиям, внедрение новых прогрессивных налоговых систем станут значительным шагом в дальнейшем и успешном развитии предпринимательства в Беларуси. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter