Порядок слов

О вступлении в должность нового американского президента

Главное мировое событие уходящей недели — это, несомненно, вступление в должность нового американского президента. Как ни старались организаторы, но инаугурация запомнится не многолюдным шоу в центре Вашингтона, а нелепой ошибкой, допущенной Бараком Обамой при принесении присяги. И это первое столкновение 44–го хозяина Белого дома с жестокой реальностью: далеко не все будет зависеть от него самого...


Человек, которого в Америке называют лучшим оратором современности, не смог правильно сложить 35 слов?! На самом деле личной вины Обамы в этом нет никакой. Он–то как раз в точности повторил текст за сбившимся суфлером — верховным судьей Джоном Робертсом. В результате вместо «буду честно выполнять обязанности президента Соединенных Штатов» мир услышал «буду выполнять обязанности президента Соединенных Штатов честно». Сущая мелочь, но юристы Белого дома посоветовали своему шефу позже произнести клятву повторно, чтобы ни у кого не возникло сомнений в легитимности его президентства.


По правде сказать, сомнений ни у кого и не возникло, но оговорка получилась прямо–таки символичная. Она показала, что самый влиятельный человек на Земле очень даже зависим. Каким бы Цицероном он ни был, а произносить ему придется речи, написанные другими. Учитывать стереотипы американской политической элиты прежде своих высоких идеалов. Действовать, исходя из интересов Америки, а не по собственному разумению.


По поводу второго дубля Обама ловко отшутился: «Мне так понравилось, что я решил повторить». Но начать свой первый рабочий день в Овальном кабинете он планировал по–другому. Был заготовлен эффектный жест в виде черновика указа о скором закрытии тюрьмы в Гуантанамо. Можно, конечно, спорить, насколько это первоочередная мера в условиях мирового финансового кризиса. Но антикризисный пакет новой администрации проходит через конгресс со скрипом, а закрыть Гуантанамо он давно обещал местным и особенно европейским либералам...


Первый телефонный звонок Обама–президент сделал в Палестину, главе автономии Махмуду Аббасу. Многие палестинцы, однако, считают, что он запоздал. Как и предполагало большинство наблюдателей, к дню инаугурации в Штатах израильская операция в секторе Газа уже была завершена. Сразу после Аббаса, для поддержания баланса сил в регионе, он позвонил премьер–министру Израиля Эхуду Ольмерту. Но, как показывает практика, статус–кво на Ближнем Востоке не приносит мира. От Вашингтона сейчас ждут более смелых инициатив.


Обаме, который изучал международные отношения в Колумбийском университете, не нужно указывать на болевые точки этих самых международных отношений. «Я убежден, что мы должны принести мир на Ближний Восток не только ради людей этого региона, но также и ради безопасности наших детей», — писал он в своей книге. В ней же он обнаруживает и другие проблемные зоны американской внешней политики: почему США заинтересовались именно Ираком, а не Северной Кореей? Почему Боснией, а не Дарфуром? Целью в Иране является смена режима, ядерное разоружение, предотвращение распространения ядерного оружия или все три? Работает ли Вашингтон с ООН по всем вопросам или только тогда, когда ООН готова ратифицировать уже принятые нами решения? И т.д. Он констатировал, что «у Америки нет последовательной стратегии обеспечения национальной безопасности». И в то же время честно признавался: «Я не утверждаю, что эта стратегия лежит у меня в боковом кармане».


Остается добавить, что свою книгу Барак Обама написал два года назад. По его первым действиям на посту президента, разумеется, нельзя понять, появилась ли у него такая стратегия теперь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter