Портреты в интерьерах

Дачный сезон в отличие от телевизионного в разгаре
Подмосковные вечера Александра Ширвиндта — Хорошего актера должно быть много — Бунтарский зов Вадима Спиридонова — Один в поле воин.

Дачный сезон в отличие от телевизионного в разгаре. Шумят смородиновые кусты и лесные дубравы, плещутся в речке окуньки, бороздят просторы железнодорожной вселенной переполненные электрички. Популярная программа «Идеальный ремонт» заехала в гости к Александру Ширвиндту, чтобы придать современный лоск его даче, построенной еще в 30–е годы прошлого века дедушкой супруги артиста, главным архитектором Москвы, академиком Владимиром Семеновым. С такой вот «нижайшей» просьбой в программу обратился его коллега Михаил Державин. Понятно, что все эти «просьбы» придумывают за актеров сценаристы проекта. Главное, чтобы герой был узнаваем, балагурил, шутил и жарил омлет по своему дачному рецепту из того, что есть под рукой, для ведущей Наташи Барбье, называющей себя асом «интерьерной журналистики».

У многих известных артистов «Идеальный ремонт», к сожалению, побывать не успел. Так и не увидели они, до чего дошли строительные технологии. Зато тонкости своего ремесла, как герой документального фильма «Ход к зрительному залу» актер Вячеслав Невинный, знают в совершенстве.

Фактурный, яркий, эрудированный, он ни разу в жизни не предал мхатовской сцены. Может быть, потому с годами каждый его выход сопровождал гром аплодисментов. Он знал, чем удивлять публику, как доводить ее до нужного эмоционального градуса. Однажды, когда был еще совсем молодым артистом, к нему на улице подошел пианист Святослав Рихтер и сказал: «Вы замечательно играете Хлестакова!» Знаменитый авантюрист — одна из первых ролей Невинного на подмостках. «Мы учились с ним вместе, вышли из общего актерского детства, или, как говорили раньше, из одной конюшни», — сказал о нем Олег Табаков. Александр Калягин посчитал Невинного актером чаплиновского начала и вспомнил, с каким наслаждением оба играли в «Мертвых душах» Михаила Швейцера. Невинный сам считал себя гоголевским актером.

Знал назубок всю поэму «Мертвые души». Умел передать полнозвучный, многослойный, пронизанный одновременно и пафосом, и сарказмом язык. И свои лучшие роли он сыграл в произведениях Гоголя: «Ревизор», «Мертвые души», «Женитьба», «Игроки–XXI». В последнем Сергей Юрский перенес действие пьесы в современный гостиничный номер в Сочи. На спектакль ломилась вся Москва. Кинопопулярность принесли Вячеславу комедии «Берегись автомобиля», «Старый Новый год», «Гараж», «За спичками», «Не может быть!», фантастика «Гостья из будущего». В кино он часто играл простых и ясных людей, и можно сказать, что в некотором роде был заложником созданных образов.

Советского актера Вадима Спиридонова зрители тоже принимали за выходца из деревенской среды. Так убедительно он сыграл в лентах «Вечный зов», «Любовь земная», «Судьба», «Трясина», «Демидовы»... На самом деле Спиридонов родился в интеллигентной московской семье. Но всем хотелось верить, что в свободное от ролей время он, как и его экранные герои, задумчиво бродит по тайге.

Вадим Семенович любил отрицательные роли, считая, что в них актер может лучше раскрыться. «Вечный зов» сделал его популярным на весь Советский Союз. В последний свой съемочный день после отснятого эпизода он вдруг заплакал: «Я сегодня прощаюсь с ролью...» А в противовес своим деревенским персонажам великолепно показывал по просьбам друзей Элвиса Пресли и любил городские посиделки в Сандуновских банях.

В 1989 году Вадим Спиридонов должен был отправиться на съемки картины «Все впереди» по роману Василия Белова в Минск, но неожиданно накануне отъезда его во сне сразил сердечный приступ. Перед этим он признавался супруге, что силы на исходе. После 40 он хотел снимать кино сам, но не срасталось. И ушел в 45 лет.

Грустное послевкусие осталось и от творческого вечера актера Александра Збруева на телеканале «Культура». Поведал ленкомовец, как приходит в свою гримерку, а с фотокарточек на него глядят Янковский и Абдулов. И чувствует он, что появившуюся внутреннюю пустоту нечем заполнить. Актер выглядел растерянным, как и его герой из недавнего фильма «Кино про Алексеева». Может быть, для того и нужны такие встречи, чтобы лицедей воспрял духом и зарядился энергией от простых и наивно любящих его зрительских глаз.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 144 (24774). Пятница, 31 июля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter