Порожняком не поедет…

Как БЖД не остаться в стороне от крупнейших грузопотоков?

По каким маршрутам курсируют основные железнодорожные грузы?

В докризисные времена Белорусской железной дороге не хватало подвижного состава, сегодня его бывает нечем заполнять… Схемы движения грузовых потоков в последнее время кардинально изменились, констатирует начальник БелЖД Анатолий Сивак. Ситуация непростая: деловая и промышленная активность уверенно перемещается на Восток. Основным потребителем сырьевых ресурсов является Китай, а их главным поставщиком – Российская Федерация. Понятно, что Беларусь остается далеко в стороне от этих грузопотоков. Еще в 1990-е годы крупным производителем машин и оборудования выступала Европа, закупавшая в больших объемах сырье и материалы. Однако страны Юго-Восточной Азии с энтузиазмом подхватили промышленную инициативу. В результате сбалансированные прежде транзитные потоки между Востоком и Западом изменились до неузнаваемости. Например, через Беларусь в направлении азиатских стран сегодня перевозится в 8 раз меньше железнодорожных грузов, чем обратно в Европу. Это заставляет отечественных железнодорожников искать новые возможности и гибко регулировать тарифную политику.

По отдельным товарным позициям и направлениям тарифы Белорусской железной дороги в этом году уменьшились от 9 до 70 %. «За грузы нужно бороться, но мы работаем так, чтобы доходы увеличивались с не меньшей динамикой, чем объемы перевозок», — поясняет Анатолий Сивак. Сегодня внимание специалистов привлекают торговые отношения, которые складываются между Севером и Югом. Например, очень высокую динамику демонстрируют перевозки контейнерным поездом «Викинг», следующим по маршруту Украина – Беларусь – Литва. Есть возможность «подхватить» товары, которые идут в порты Латвии из центральных и южных регионов России, Казахстана, государств Средней Азии. Перспективным в плане привлечения новых грузов считается и маршрут в Польшу, Чехию, Словакию и другие страны ЕС через Брест.

Транзит для железной дороги Беларуси – это основа всего грузового движения и наиболее прибыльный вид перевозок. Если внутренние рейсы демонстрируют минусовую рентабельность около 5—10 %, то перевозка отдельных транзитных товаров дает от 10 до 80 % плюса. Одна из самых доходных статей – нефть и нефтепродукты, объем перевозки которых в этом году значительно вырос. Прежде всего благодаря участию БелЖД в таком важном проекте, как транзит венесуэльской нефти в страну через Украину и Эстонию. В целом в структуре транзитных перевозок на первом месте – каменный уголь с долей в 49 %, нефтегрузы — 26 %, черные металлы – 5 %, руда – 3 %.

Как сообщили в БелЖД, в первом полугодии по белорусским стальным магистралям перевезено 65,8 млн. тонн грузов, что на 3,3 % превышает уровень аналогичного периода прошлого года. При этом транзит увеличился на 7,9 % — до 23,1 млн. тонн. По предварительным оценкам, объем грузовых перевозок в июле составил 11,7 млн. тонн – почти столько же, как за такой же месяц докризисного 2008-го (11,8 млн. тонн).

Во всем мире сегодня наблюдается тенденция перехода к контейнерному перемещению товаров, в том числе маршрутными поездами. В январе—июне по белорусской магистрали перевезено транзитом 52,8 тыс. контейнеров, это на 59,5 % больше, чем за такой же период прошлого года. Сегодня по железной дороге Беларуси курсирует около десятка контейнерных поездов, среди которых — «Казахстанский вектор» (из Бреста через Россию в Казахстан и страны Средней Азии), «Восточный вектор» (сообщение между Берлином и Москвой), “ZUBR” (из Эстонии и Латвии через Беларусь в Украину). В июне 2010 года запущен и новый проект – контейнерный поезд «Моск-вич» между немецким Дуйсбургом и Москвой. Привлечь евроазиатские товаропотоки на железнодорожный транспорт планируется благодаря реализации проекта ОАО «РЖД» «Транссиб за 7 суток», в котором принимает участие и Беларусь. Предполагается, что расстояние от Дальневосточных морских портов до западных границ России и далее в Европу контейнерный поезд сможет преодолеть за 7 суток. Это значительно повысит конкурентоспособность железнодорожного сообщения на этом маршруте, уверены специалисты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter