Порочная эстафета

Проблема нерадивых родителей одинаково актуальна как для мегаполисов, так и для небольших городов и деревеньВ малых населенных пунктах, где меньше возможности трудоустроиться, занять себя в свободное время, где много неполных семей, эта проблема стоит даже острее. В Наровлянском районе Гомельской области, к примеру, в прошлом году были признаны нуждающимися в государственной защите тридцать несовершеннолетних. Двадцать пять из них возвращены в биологические семьи, родители пятерых по суду утратили свои права на воспитание детей. Если по области средний показатель возвращения денежных средств на содержание детей обязанных к этому родителей составил 27,7 процента, то по южному району он на 4 процента выше.

Остановиться, оглянуться.Исправиться?
— В 2007 году, — говорит заместитель начальника управления по труду, занятости и соцзащите Наровлянского райисполкома Оксана Русакова, — подлежало принудительному трудоустройству сорок родителей, к нам же явилось двадцать семь, причем добровольно — только шесть, а остальные — в сопровождении сотрудников милиции.
Тем не менее в районе немало примеров, когда родители, что называется, берутся за ум. Так, мать двоих детей Наталья Ю., злоупотреблявшая алкоголем и не занимавшаяся детьми, была трудоустроена в местное ПМК. С ней и ее ребятами много работали психолог и социальный педагог местного социально-педагогического центра. Женщина перестала пить, начала погашать задолженность по содержанию детей, которые находились во временном приюте, сделала ремонт в доме, привела в порядок усадьбу. Семья воссоединилась. Однако, несмотря на явный прогресс в поведении матери, психолог и педагоги, не перестают держать ее и семью в целом в поле зрения. Продолжают навещать, ведь самое сложное, говорят специалисты, чтобы ремиссия оказалась устойчивой.
— Наталья даже призналась нам, — рассказала заведующая сектором охраны детства отдела образования Наровлянского райисполкома Елена Быховская,— что жесткие меры были кстати, дали встряску, поставили перед выбором: дети или бессовестная разгульная жизнь. Женщина выбрала детей.
Примерно так восприняла происшедшее с ней и Мария М., которая много бродяжничала и оставляла в одиночестве своего единственного сына. Мальчик голодал, был неухожен. Марии помогли с трудоустройством, уговорили пролечиться от алкоголя. Сейчас она вместе с сыном пытается наладить свою жизнь.
Еще один проблемный аспект при трудоустройстве нерадивых родителей — их низкая профессиональная квалификация. По этой причине они нередко мало получают за свой труд, не имея возможности вносить погашение в необходимом объеме, а ведь еще надо, чтобы оставались средства для собственного существования.
— А поэтому, — говорит Оксана Русакова, — просим руководителей дать возможность обязанным родителям совмещать выполнение нескольких обязанностей, чтобы сумма заработка все же была повнушительней. Чаще всего нам идут навстречу.
Перевоспитать невозможно.
Держать под контролем — вполне
Но в этой трудной работе по спасению детей и семей немало и других примеров, когда родителей ничем не пронять, и перспектива расстаться с родными “кровинками” их не пугает. В феврале наровлянским районным судом были лишены материнских прав две женщины. Одна, девятнадцатилетняя, потеряла совсем маленькую дочку, которой не исполнилось еще и года, вторая лишилась сразу троих ребят. С обеими много и кропотливо возились. Молодая мама то возвращалась к своей малышке, то снова бросала ее на попечение бабушек. Ее находили, всякий раз давали шанс на исправление, но воспользоваться им молодая женщина не спешила. Кстати, сама выросла в неблагополучной обстановке, так что происходящее с ней понятно и объяснимо. А потому все, кто имел отношение к ситуации, решили, что для ребенка все же лучшим вариантом будет подбор другой семьи. И такая уже имеется.
С полным безразличием отнеслась к тому, что рядом не будет ее троих детей, вторая женщина. Единственное, что беспокоило ее во время суда, — не слишком ли много она будет за них платить государству...
Вообще Елена Быховская, долгое время имеющая дело с трудными родителями, пришла к неутешительному выводу, что перевоспитать их нельзя. Но вот держать в рамках, какими являются меры, предписанные президентскими декретами, можно, считает специалист. Но таким родителям нужен неустанный контроль. А потому свою миссию Елена Александровна сравнила со службой “дни и ночи”. Педагоги и психолог нередко занимаются ситуациями отцов и детей после рабочего дня, в выходные. Случается, что люди звонят из дальних сел, сообщают, что ребенок остался без присмотра взрослых, и представители органов образования и опеки спешат к нему на помощь.
Ни один интернат семью не заменит
Примечательно, что ни один ребенок из проблемной семьи, судьба которого решалась в районе, за последнее время не попал в интернатное учреждение. И это очень важно, считают педагоги, ведь семья все же лучшая среда для того, чтобы дети получали индивидуальное внимание, заботу и тепло. Всего за прошлый год усыновлено шесть ребятишек, семь отданы под опеку, четырнадцать обрели приемные семьи.
А чтобы наровлянцы проявляли сознательность и активнее усыновляли брошенных своими непутевыми земляками детей, немало сделали по освещению проблемы в местной печати. И это приносит свои плоды. Что еще немаловажно, в районе не было ни одного случая, когда новые родители не справились бы с возложенной на них миссией. В то же время, поделилась Елена Быховская, двум семьям, желающих взять малышей, пришлось отказать. Потенциальные родители не прошли собеседование со специалистами, не смогли убедить, что движимы благими порывами. В их намерениях просматривался явный корыстный мотив, комментирует Елена Александровна.
Рассказали здесь и о том, что работники службы опеки, занимаясь проблемами трудных семей, настолько проникаются сочувствием к детям, что сами становятся приемными родителями. В частности, привели пример бывшей завсектором охраны детства Оксаны Харлан, которая стала приемной мамой для маленькой девочки, биологическую маму которой лишили родительских прав.

Несмотря на положительные сдвиги, в районе не спешат успокаиваться. Сто пятьдесят шесть детей еще находятся в социально опасном положении. По мере того, как благополучно решается судьба одних ребят, на их место заступают, что называется, другие. Уже в нынешнем году у нерадивых родителей были взяты под опеку государства двое детей.
Специалисты поделились такой невеселой статистикой: в 90 процентах тяжелых случаев с детьми остается женщина. Мужчина, как правило, рядом отсутствует, либо сбежал раньше, либо развелся, а потому именно женщина, оставшись один на один с детьми и жизнью, надрывается, оступается и платит по счетам сполна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter