Пора жить в другом – экономическом – измерении

Прежде чем стать заданиями, они прошли экспертизу в производственных подразделениях, стали обязательными для исполнения. Поэтому невыполнение пяти из двенадцати показателей прогноза социально-экономического развития за три квартала можно однозначно увязывать с недоработками и упущениями в работе. Причем не только производственников, но и управленцев.

Если проанализировать результаты работы агропромышленного комплекса республики за последнее время, можно сделать однозначный вывод: предприятия АПК поставили перед собой вполне выполнимые задачи.

Прежде чем стать заданиями, они прошли экспертизу в производственных подразделениях, стали обязательными для исполнения. Поэтому невыполнение пяти из двенадцати показателей прогноза социально-экономического развития за три квартала можно однозначно увязывать с недоработками и упущениями в работе. Причем не только производственников, но и управленцев.

Как мы уже сообщали, в минувший четверг прошла коллегия Минсельхозпрода, на которой подводились итоги работы за 9 месяцев. Запланированные темпы роста достигнуты в рыболовстве и рыбоводстве, в соотношении запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства, привлечении инвестиций в основной капитал, по уровню рентабельности продаж в сельском хозяйстве и промышленности, сальдо внешней торговли товарами и энергосбережению. Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств обеспечено только на 104 процента при задании 108,1 процента, труда в промышленности — соответственно на 103 и 108—108,5 процента. Предприятия отрасли не выполнили также прогнозные показатели по производству пищевых продуктов, привлечению иностранных инвестиций по всем видам деятельности, снижению уровня материалоемкости в промышленности, а также по рыболовству и рыбоводству, сельскому хозяйству, охоте и предоставлению услуг в этих областях (есть и такой показатель), производству пищевых продуктов, включая напитки и табак.

Что же касается непосредственно сельхозпредприятий, в том числе и фермерских хозяйств, то прирост здесь составил 5,6 процента. Получен он в первую очередь за счет увеличения производства продукции животноводства более чем на 3 и растениеводства — на 8 процентов. Но с учетом использования передовых технологий таких темпов сегодня явно недостаточно, если учесть количество вложенных за последние годы в животноводство средств и переоснащение сельхозпредприятий техникой. Ни одна область, например, не обеспечила выполнение заданий по производству молока и выращиванию крупного рогатого скота. Более двадцати районов не достигли уровня прошлого года по производству свинины, в пятнадцати — средний расход цельного молока в расчете на полученного теленка превысил 700 килограммов. В отдельных сельхозпредприятиях этот показатель уже «зашкаливает» и составляет полторы тысячи килограммов и более. В итоге на эти цели списано 654 тысячи тонн молока.

Его производство по сравнению с прошлым годом в среднем по республике составило 100,3 процента при запланированном темпе 115,2 процента. Так что наверстать упущенное уже невозможно. Прошлогоднего уровня не достигли 52 района.

Немало проблем и у предприятий промышленности, связанных с производством продукции, ее реализацией, снижением себестоимости, освоением программы импортозамещения.

В каждом подразделении АПК свои причины отставания. Это снижение среднесуточных привесов на комплексах по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, слишком большое выбытие коров из основного стада, дорогая кормовая единица, недопоставка молока на молокозаводы и скота на мясокомбинаты и многие другие, о чем  неоднократно говорилось на аналогичных мероприятиях. Возьмем, например, один из последних факторов. Уже не раз ставилась задача обеспечить мясокомбинаты 80 процентами получаемого сырья, но 70-процентный барьер для многих стал непосильным. В целом по республике этот показатель составляет лишь 67,5 процента. Иными словами, если бы удалось выйти на запланированный уровень, то сельхозпредприятия получили бы дополнительно около 900 миллиардов рублей, что равнозначно примерно пяти процентам роста. Однако это, пожалуй, на местах никого не волнует. Главное — получить производственный плюс по сравнению с прошлым годом.

Но как он дается? Какие экономические рычаги необходимо задействовать для достижения поставленных задач? Что нужно сделать для снижения себестоимости продукции и более эффективной отдачи вкладываемых средств — задавал участникам коллегии вопросы заместитель Премьер-министра Валерий Иванов. Сегодня почему-то  никто не задумывается, во что обходится кормовая единица фуража, насколько она обеспечена белком, как лучше использовать технику...

В одном сельхозпредприятии руководитель с гордостью показывал, как на пахоте работают 8 маломощных тракторов «МТЗ», хотя вместо них можно было пустить один-два энергонасыщенных. Подобных примеров приводилось немало. Конечно, если субсидировать сельхозпредприятия и дальше, то некоторых руководителей не будет беспокоить обеспечение техники топливом, хозяйств — минеральными удобрениями, другими видами материальных ресурсов. Как кто-то образно заметил на коллегии, на дно молочного бидона теперь придется смотреть гораздо шире, а на продукцию в нем — с учетом экономических составляющих.

Видимо, многие беды нашего АПК как раз и заключаются в том, что все время руководителей и специалистов хозяйств учили в основном производству, а как породнить его с экономикой, работать на эффективность, получать прибыль — было второстепенным. Теперь же придется осваивать и эту науку. К сожалению, постижение ее проходит тяжело.

Пора уже жить в другом измерении, призывал Валерий Иванов, с учетом интересов экономики. Таково требование не только руководства страны, которое ставит амбициозные задачи добиться 12—13-процентной рентабельности продаж в сельском хозяйстве, но и времени. Кстати, за январь—август она составила в сельском хозяйстве 7,6 процента при задании 6—8 и в промышленности — соответственно 8 и 8—9 процентов.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter