Пора выходить на референдум

Союзное государство должно строиться на собственной правовой основе Корень нынешних проблем Союзного государства в том, что принятые решения и постановления носят по существу рекомендательный характер, а значит, не исполняются — считает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике, доктор медицинских наук Павел БЕРКС.

— Павел Михайлович, формируя Союзное государство, мы как-то мало говорим о том, какая социальная политика предполагается в нем. Чьи интересы — собственников или тех, кто работает — она будет отражать? От этого зависит настроение большинства людей, а оно в свою очередь влияет на дух и прочность союза двух стран.
— Думаю, ответы на эти вопросы лучше всего дают уже принятые законы и нормативные постановления. Все они создаются на основе Договора о создании Союзного государства, подписанного в 1999 году, где четко определено, что его главной целью является сближение наших народов, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Во главе угла всех принятых документов, в том числе и “Концепции социального развития Союзного государства”, лежит политика социального партнерства, социальной справедливости. Повышение качества жизни населения — стратегическая задача Союза России и Беларуси. На достижение этих целей направлен и документ, подписанный президентами наших стран. Он предопределяет проведение согласованной социальной политики, включая вопросы занятости, миграции, условий труда, социального страхования.
— Тем не менее в редакции есть жалобы как от белорусских, так и российских граждан на то, что эти нормы в реальной жизни практически не выполняются.
— К сожалению, такие жалобы не лишены оснований. Надо признать, что власти и в Беларуси, и в России особо не обременяют себя заботами о социальных правах человека из союзной страны. Поставленные президентами задачи решаются органами власти и управления России и Беларуси с большим опозданием и существенными отступлениями от намеченных положений. Так, Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией оговаривает равные права белорусов в России и россиян в Беларуси на получение профессионального образования, на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом, на трудоустройство, оплату труда, на социальное обеспечение, медицинскую помощь и получение других социально-правовых гарантий. Однако руководители национальных министерств и органов государственной власти продолжали строить белорусско-российские отношения без учета положений этого важного документа.
За минувшие годы были приняты и многие другие нормативно-правовые акты, касающиеся прав граждан, но они так и не исправили ситуацию. Думаю, этой проблемой должен серьезно заняться предстоящий форум в Ростове-на-Дону. Многие, возможно, и не знают, что в соответствии с национальными законодательствами граждане Беларуси на территории России, как и граждане России на территории Беларуси, по-прежнему являются иностранцами. И никакие заявления, в том числе и президентов, не изменили существующее положение. Сколько всего написано, казалось, выполняй и все. Есть, например, соглашение в области образования, но имеется маленький пустячок. Приезжает белорусский парнишка в московское общежитие с мешком картошки. Его радостно встречают и говорят: вот тебе коечка в общежитии, но платить за нее будешь, как иностранец.
Вопрос: как обеспечить равные права граждан России и Беларуси? — на сегодня так и остался нерешенным. Конечно, имеются трудности объективного порядка, но, пожалуй, главные проблемы носят субъективный характер. Чаще они не решаются потому, что чиновники на государственном уровне не занимаются ими ответственно и последовательно, а то и просто игнорируют, а местные чиновники об этих документах мало что знают.
— Почему бы Парламентскому Собранию не просветить их в этом вопросе? И не обратиться за поддержкой к общественности? Преодолеть бюрократические барьеры сверху может только инициатива населения снизу, соединенная с усилиями местных властей, близких по своим убеждениям к народу.
— Действительно, в тех регионах, где такое происходит, положительный результат налицо, там возникает мощная воля к единению двух братских стран. Особенно преуспевают в этом приграничные области, где “народная дипломатия” обустраивает жизнь так, как нужно людям. Здесь действуют советы руководителей приграничных областей, которые способствуют восстановлению традиционных связей.
— Духовная связь поколений и наших народов — важнейшее условие устойчивого развития любого государства. Не секрет, что недруги Союза России и Беларуси настойчиво пытаются разорвать ее, навязывая нам западные духовные и культурные ценности. Как мы противостоим их экспансии? Есть ли еще порох в пороховницах?
— Сегодня можно говорить о том, что практически создано единое культурно-информационное пространство России и Беларуси. И это естественно. Основные народы двух стран относятся к одному этносу, имеют единую веру, общую историю. Уже стали традиционными ежегодные обменные гастроли между театрами. Только за последние полтора года в Беларуси выступили МХАТ, Центральный театр Российской армии, Московский театр им. М.Ермоловой, Санкт-Петербургский театр сатиры, Русский драмтеатр Башкортостана, Ярославский академический театр им. Ф.Волкова, Брянский, Иркутский, Мурманский, Тульский, Ульяновский драмтеатры. Белорусские театральные коллективы в свою очередь гастролировали в Брянске, Смоленске, Санкт-Петербурге, Рязани, Москве, Оренбурге, Уфе, Иркутске.
Образцом сотрудничества Беларуси с Российской Федерацией по сохранению исторического и культурного наследия может служить реставрация дворца Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. После реставрационных работ здесь открылась экспозиция краеведческого музея, посвященная известным деятелям России. В Национальном художественном музее Республики Беларусь впервые экспонировалось 60 живописных работ русских художников ХVIII — начала XX веков “Шедевры Третьяковской галереи”. Здесь же прошли выставки “Ярославская икона XVI—XVII веков” и “На краю Ойкумены. Традиционная культура народа коми”.
Не отстает и народное творчество. Коллективы художественной самодеятельности России всегда участвуют в таких белорусских фестивалях, как “Звенят цимбалы и гармонь” в городе Поставы, “Сожский хоровод” — в Гомеле. Не обходятся без российских певцов музыкальные фестивали Беларуси “Золотой шлягер”, “Минская весна”, “Белорусская музыкальная осень”. Но, безусловно, самым масштабным является международный фестиваль искусств “Славянский базар в Витебске”, который проводится нашими странами совместно и приобрел всемирное звучание.
— Кроме славянских корней и православия Россию и Беларусь объединяет еще и чернобыльская катастрофа. Насколько солидарны наши усилия по ее преодолению?
— У нас по этому поводу разработана, утверждена и действует Программа совместной деятельности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Особое внимание уделяется онкологическому центру в белорусских Боровлянах, где хорошо развита система врачебной диспансеризации. В министерствах здравоохранения двух стран есть статья, в соответствии с которой происходит согласованная закупка медицинского оборудования, разрабатываются новые медицинские методики. Пострадавшие области имеют свои “чернобыльские” программы, в осуществлении которых искренне взаимодействуют. В Орле недавно состоялось заседание межпарламентской комиссии Федерального Cобрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству, на котором рассмотрены итоги выполнения Программы по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. Губернатор Егор Строев подверг резкой критике выводы так называемого “Чернобыльского форума”, который состоялся в сентябре 2005 года в Вене. По мнению ряда зарубежных экспертов, наши выводы относительно опасности радиационного облучения якобы преувеличены, а правительства России, Беларуси и Украины по-строили индустрию на этом несчастном случае. Конечно, такое кощунство получило отпор с нашей стороны.
— Межрегиональное сотрудничество, судя по всему, опережает строительство Союзного государства. Что, на ваш взгляд, сегодня должны предпринять политики, все, кто заинтересован в Союзе России и Беларуси, дабы он стал необратимой реальностью?
— Корень нынешних проблем в том, что принятые законы и министерские постановления носят по существу рекомендательный характер, а значит, не исполняются. Приходит понимание: Союзное государство должно строиться на собственной правовой основе, и положить начало этому качественному сдвигу может принятие Конституционного акта Союзного государства. Пора выходить на обещанный референдум. В XXI веке выживут союзы государств. Франция и Германия воевали между собой 500 лет, а сейчас пришли к выводу, что складывать свои потенциалы выгоднее. И развитие общеевропейского законодательства идет по тому же сценарию, по которому формировалось законодательство Советского Союза. Мы должны прямо сказать: без союза России, Беларуси и Украины мы не будем самодостаточным субъектом истории. Мы должны четко осознать: без потенциала в 200 миллионов человек и ресурсной базы, которая есть у трех славянских государств, мы в мире не конкурентоспособны. Формирование такого союза должно стать приоритетом номер один для всех наших серьезных политиков, которые хотят оставить в народе хорошую память о себе.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter