«Пора снять корону с этой страшилки». Мы нашли одного из первых пациентов, который отважился лечиться от COVID-19 дома

10 апреля Людмила почувствовала недомогание. Списала на усталость в конце напряженной недели и решила в выходные хорошенько отдохнуть. На дачу отправилась одна. С детьми, внуками она не виделась на тот момент больше месяца. Дело в том, что Людмила Жилевич — заместитель главного врача Республиканского клинического госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны имени П.М. Машерова в Боровлянах, также руководит Республиканским геронтологическим центром (активного долголетия). И вместе с коллегами более двух месяцев лечит инфицированных COVID-19. Когда диагноз подтвердился у нее самой, решила не занимать койку в стационаре и стала первым пациентом, который излечился амбулаторно. А позже — автором памятки Минздрава для больных с легким течением инфекции, которые сейчас дома.


Лечиться дома — на тот момент ее поступок был едва ли не героическим. Ведь сами медики еще не обладали достаточным опытом в борьбе с новым вирусом, и, конечно, куда проще было лечь в стационар. Но она положилась на профессионализм и взяла течение болезни под личный контроль. «Пора снять корону с этой страшилки и наслаждаться жизнью!» — написала тогда Людмила Жилевич в соцсетях. Конечно, признается Людмила, если бы не поддержка коллег, друзей и близких, идти на поправку было бы куда сложнее.

На тот момент Людмила около месяца лечила пациентов с COVID-19. В полной экипировке, предельно осторожно. Но вирус все-таки проскочил и воспользовался ослабленным иммунитетом — накануне у врача была ОРВИ, видимо, поторопилась на работу. Симптоматика, по ее словам, развивалась крайне быстро:

— В пятницу вечером глаза как будто засыпало песком, а наутро уже откуда ни возьмись конъюнктивит. Пошла в лес по привычке спешным шагом и почувствовала одышку. Все это списывала на усталость и недотренированность. К обеду появилась заложенность носа, потом горла. Обычно мой организм так реагирует на цветущую березу, но деревья еще не цвели.

В понедельник начался кашель, термометр показывал 38—39. Такой высокой температуры, говорит гериатр, даже при гриппе у нее никогда не было. Она легко сбивалась парацетамолом — признак инфекции. Компьютерная томография выявила нетяжелую пневмонию. Клиника говорила в пользу того, что врач инфицирована. Людмила, не дожидаясь результата теста, стала принимать препараты, которые назначала своим пациентам в таких случаях. По сути, стала лечащим доктором для самой себя. Чуть позже результат теста подтвердил опасения.

Первым делом собрала тревожный чемоданчик и поставила в коридоре — на случай, если все же состояние ухудшится и придется спешно госпитализироваться. Самыми сложными были первые три дня. Температура держалась, кашель и одышка сохранялись. Лежала в постели, несколько раз в день измеряла температуру, давление, частоту пульса и дыхания. В первые дни болезни сатурация (насыщенность крови кислородом) была 94 процента (у здоровых — минимум 95).

— Мои первые пациенты в стационаре, у которых был диагностирован COVID-19, воспринимали это как катастрофу. А мне хотелось показать обратное. Уверенности — я должна дойти до победы — придал приказ Минздрава о том, что пациенты с легким течением COVID-19 и нетяжелыми пневмониями будут лечиться амбулаторно, — вспоминает Людмила Жилевич.


В первое время родные приносили горячую еду, оставляли под дверью. И все 24 часа в сутки были на связи, ободряли, старались оградить от негативных новостей. Коллеги звонили, присылали свежие иностранные наработки в лечении. Уже на четвертый день температура ушла, вспоминает врач, ей захотелось двигаться, сделать влажную уборку, самой постоять у плиты. Во время болезни ей казалось, что не хватает воздуха. Поэтому регулярно проветривала квартиру и по несколько часов в день проводила в прон-позиции — лежа на животе с валиками под грудью и тазом. Это помогает лучше вентилировать нижние отделы легких. Чуть позже подключила дыхательную гимнастику.

Из поликлиники к амбулаторному пациенту приходили врач и лаборант — брали анализы и отмечали положительную динамику. Процесс ее выздоровления, считает, итог ежедневного рутинного труда. И когда последний тест показал отрицательный результат, это была победа. Но наступил новый, не менее важный этап — восстановление.

  — После любой вирусной инфекции, в том числе COVID-19, остается астенизация (слабость). Ты не можешь позволить себе привычные физические нагрузки, хуже реагируешь на переохлаждение, стрессовые моменты. К вечеру может незначительно подниматься температура, что нормально. В это время уязвимы психика, нервная система, — акцентирует внимание гериатр. — Чтобы иммунитет восторжествовал над вирусом, необходимы время и усилия. Этот процесс никак не форсируешь.


Более пяти тысяч человек в стране победили коронавирус. Они выздоровели и выписаны из стационаров. Сейчас на этапе восстановления. Людмила Жилевич рассказала о своих шести важных элементах реабилитации после COVID-19. Только в комплексе они дадут положительный эффект.

Психологическая реабилитация. На депрессивные моменты наш организм чутко реагирует. На фоне паники, страха, уныния снижается иммунитет, и тогда флора и фауна, с который вы дружно живете, восстает против вас. Умение сосредоточиться на позитиве и в любой ситуации найти положительный момент помогает восстановиться. Хорошему настрою и самочувствию способствует природа — цветущие деревья, цветы на даче. Пока работаю дома, но и это в радость, чувствую себя востребованной.

Физическая реабилитация. Делаю глубокий вдох через рот, задерживаю дыхание на 30 секунд и выпускаю весь воздух через нос. Торопиться не надо, иначе начнет кружиться голова. На шестом вдохе задерживаю дыхание и откашливаюсь. И так 6—7 раз в день. Это упражнение подключает диафрагму, которая стимулирует нижние отделы легких и улучшает их вентиляцию. Можно надувать шарики. Или привязать шарик за веревочку и дуть на него. Мне помогает дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Также прорабатываю все мышцы, вариантов упражнений много в интернете. Их кровоснабжение и состояние — дополнительные насосы для нашего сердца. И это тоже стимулирует иммунную систему. Но важно не переусердствовать и контролировать работу сердечно-сосудистой системы.

Водные процедуры. Контрастные души пока не нужны, чтобы не переохладиться. В период астенизации повышено потоотделение. Наша кожа наряду с почками, печенью помогает очищать организм. Через кожу выделяются продукты обмена и интоксикации, поэтому необходимо каждый день принимать душ — но без использования щелочных гелей для душа, мыла. Просто водой. Я делаю отвары чабреца, ромашки, чистотела (обладают противовоспалительными, дезинфицирующими свойствами) и добавляю в ванну. Хороши ванны с морской солью, хвойными экстрактами.

Травы, витамины. После выхода из вирусной пневмонии организм чувствует недостаток магния. Микроэлемент влияет на наше самочувствие и развитие депрессий, слабости. Принимаю магний и витамины группы В.

Коронавирус любит гнездиться в печени и поражать почечные лоханки. Поэтому очищаю органы настоем печеночных трав из аптеки, куда входят зверобой, бессмертник, пижма… Важно соблюдать инструкцию, чтобы сбор принес пользу. Домашний березовый сок также прекрасно очищает наши органы.

Использую природное средство с витамином С — клюкву. Кладу ягоду в готовый горячий кисель или компот из сухофруктов, кипячению не подвергаю.


Есть много научных работ, утверждающих, что витамин Д помогает восстановиться. Стараюсь получать его во время прогулок на воздухе, так сказать, натаптываю здоровье.

Что еще хорошо? Восстановлению помогают мультивитамины с высоким содержанием витамина С и цинка.

Питание. В этот период упор делаю на фрукты, овощи, белковую пищу. Добавляю в пищу куркуму — природный антибиотик, очень полезен чеснок. Стараюсь в день употреблять до 300 граммов растительного или животного белка. Готовлю салаты с зеленью и налегаю на яблоки — их клетчатка прекрасно абсорбирует продукты интоксикации. Не забываю про природный иммуномодулятор — сало. При гиподинамии и ухудшении пищеварения своим пациентам рекомендую есть свеклу. И, конечно, стараюсь следить за количеством калорий.

Фото из архива героини

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter